Роман Толстого содержит значительную философскую часть, которая выражается различными способами. Философия произведения . Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев, но пытается раскрыть не только свой взгляд на мир, но и другие возможные взгляды. Герои книги отстаивают различные позиции, причем все они (позиции) изображены довольно беспристрастно. Основной философский конфликт возникает между двумя главными героями - князем Андреем и Пьером. Выразить этот конфликт не-возможно, используя лишь их внутреннюю речь. Необходимо действительное столкновение, и в книгу вводится диалог - разговор нескольких лиц. Но в романе Толстого, как и в романе Достоевского , диалог - это не просто акт речевого общения, это попытка слить разные взгляды или понять, наконец, какая точка зрения вернее. С самого начала проводится параллель князь Андрей - Пьер. У них разные взгляды на жизнь, разная судьба, но они очень близки друг с другом. Возникает ассоциация, основывающаяся на именах апостолов братьев Петра и Анд-рея. Петр принес христианство в Европу, а Андрей - на Русь (также предрекал основание Киева и т. д.).Столкновение Петра (Пьера для большей убедительности) и Андрея и раскрывает автор. Толстой через образы этих героев предлагает различные пути к одной цели - счастью, причем и счастье они понимают по-разному. иалоги князя Андрея и Пьера соединяют несоединимые, казалось бы, полюса: Восток - Запад; дом - политика, общество; созерцание - активность - эти понятия взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют, рождая идеал. Диалоги князя Андрея и Пьера проходят через все произведение, но вне их они почти не взаимодействуют. Диалоги, с одной стороны, создают, возможно, наиболее важную ось произведения, а с другой стороны, подводят итог прожитого отрезка жизни и начинают новый, полнее выражают их мировоззрение. Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьера вместе в салоне Анны Павловны Шерер. Они перебрасываются несколькими фраза-ми, но мы видим близкие, дружеские отношения по мягкой улыбке князя, по разговору в целом. Настоящий диалог начинается позднее, когда, покинув салон, друзья могут освободиться от необходимых условностей, раскрыть свою душу. Но диалог не строится. Идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере Пьера и женитьбе. . Но говорить о войне начинают уже здесь. Пока что это романтические, наполеоновские мечтания князя Андрея, с радостью расстающегося с женой. Из этого диалога мы видим князя Андрея до начала исканий и Пьера, понявшего, что надо что-то делать, но что - не понимающего. Князь Андрей уезжает на войну, но никто не думает о том, что на войне убивают, - маленькая княгиня переживает только потому, что ей придется пожить в деревне; Пьер, говоря о вечном мире, пытается решить любопытную задачу. Первый диалог не отделяет князя Андрея и Пьера от всего мира, делая их святыми, но разделяет их между собой. Для Андрея - это последний диалог светской части жизни. Между первым и вторым диалогом проходит не так много времени, но разговор в Богучарове открывает нам совершенно новых героев. Андрей видел вечное небо Аустерлица, видел бессмысленность, жестокость убийства, он опустошен, все его идеи, мечты рухнули разом. У Пьера, напротив, духовный подъем. Он увлекается масонством, ему кажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно в этом прекрасном, полном скрытого смысла мире быть несчастным. Между столь разными, столь разошедшимися людьми не может завязаться откровенный разговор. Сперва диалог носит светский оттенок, но именно в это время Пьер пытается понять омертвевшую душу князя Андрея. Начинается диалог об убийстве - можно ли убивать вообще. Князь Андрей допускает разделение на и , на тех, кого можно убивать и кого нельзя. Пьер испуган этими страшными словами, напоминающими нам теорию Раскольникова о . Князь Андрей опровергает сл
Итак, идейно-композиционное значение диалогов князя Андрея и Пьера состоит в том, что они служат основной композиционной осью произведения, диалоги помогают героям лучше понять себя, они делят их жизнь на периоды поисков жизненных мировоззрений, отражают различные философские течения. Столкновения героев дают возможность Толстому объяснять и свои философские воззрения.