ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?

Откроем

второй том академического “Словаря

русского языка”: “Красота — свойство по

значению прилагательного красивый”, “Красивый

— приятный на вид, отличающийся

правильностью очертаний, гармонией красок,

тонов, линий, отличающийся полнотой и

глубиной внутреннего содержания,

рассчитанный на эффект, на внешнее

впечатление”.

Любое из

этих определений может найти свое

подтверждение на страницах романа Л.Н.

Толстого “Война и мир”, ибо здесь

присутствуют и красота души, и броская

внешняя красота тела, и прекрасная русская

природа, и красота человеческих отношений,

и величие ратного труда.

Попробую

доказать, что красота проявляется в образе

самой любимой героини Л.Н. Толстого —

Наташи Ростовой. Внешне она — далеко не

красавица, в романе есть женщины, буквально

блещущие красотой Элен Курагина, например,

но ее физическая красота ничего, кроме

физического удовлетворения, дать не может.

Во

внешности Наташи нет ничего броского: “Черноглазая,

с большим ртом, некрасивая, но живая девочка,

с своими детскими открытыми плечиками,

выскочившими из корсажа от быстрого бега, с

своими сбившимися назад черными кудрями,

тоненькими оголенными руками и маленькими

ножками”, — такова тринадцатилетняя

девочка Наташа в момент нашей первой

встречи с ней на страницах романа. Через два

года мы увидим Наташу в Отрадном: “Впереди

других, ближе, подбегала к коляске

черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая

черноглазая девушка в желтом ситцевом

платье, повязанная белым

носовым

платком, из-под которого выбивались пряди

расчесавшихся волос”.

Не совсем

броская внешне, Наташа одарена красотой и

богатством голоса, отражающим богатство ее

внутреннего мира: “Не обработан, но

прекрасный голос, надо обработать”, —

говорили все. Но говорили это уже после того,

как замолкал ее голос. “В то же время, когда

звучал этот необработанный голос... даже

знатоки судьи ничего не говорили и только

наслаждались этим необработанным голосом и

только желали еще раз услыхать его”. “Что ж

это такое? — подумал Николай, услыхав ее

голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней

сделалось? Как она поет нынче?.. И вдруг мир

для него сосредоточился в ожидании

следующей ноты, следующей фразы”.

Одаренность

Наташи проявляется и в глубоком ощущении

красоты природы, которое заставляло ее

забывать обо всем. Наташа — воплощение

лучезарной жизни — представляет полный

контраст с мертвящей скукой светской

гостиной. Появляясь же и в солнечный день в

лесу, и на фоне залитого лунным светом парка,

и среди осенних полей,

она всем своим существом гармонирует с

неиссякаемой жизнью природы: “Князь Андрей

встал и подошел к окну, чтобы отворить его.

Как только он открыл ставни, лунный свет,

как будто он настороже у окна давно ждал

этого, ворвался в комнату... Ночь была свежая

и неподвижно-светлая. Перед самым окном был

ряд подстриженных дерев, черных с одной и

серебристо-освещенных с другой стороны. Под

деревьями была какая-то сочная, мокрая,

кудрявая растительность с серебристыми кое-где

листьями и стеблями... почти полная

луна на

светлом, почти беззвездном весеннем небе”.

Наверху “два женских голоса запели какую-то

музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

— Ах, какая

прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

— Ты спи, а

я не могу, — отвечал первый голос,

приблизившийся к окну.

— Соня!

Соня! — пос

лышался опять первый голос. — Ну,

как можно спать! Да ты посмотри, что за

прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же,

Соня, — сказала она почти со слезами в

голосе. — Ведь этакой прелестной ночи

никогда, никогда не бывало”.

Красота

души Наташи сказывается и в ее чуткости, в

ее необычайно тонкой и глубокой интуиции.

Благодаря этому своему свойству Наташа

догадывалась о том, что не было досказано

словами; несмотря на отсутствие жизненного

опыта, она правильно понимала людей. В этом

отношении очень показательны ее ранние

симпатии к Пьеру, внешне несколько смешному,

толстому; сравнение Бориса Друбецкого с

узкими длинными часами; ее антипатия к

Долохову, который так понравился всем

Ростовым. О глубине интуиции Наташи

свидетельствуют и ее слова о том, что

Николай никогда не женится на Соне.

После

смерти князя Андрея Наташа, тяжело

пережившая его гибель, “испытала особенное

чувство отчуждения от лиц своей семьи”. Но

вот получено известие о смерти Пети.

Отчаяние доводит мать почти до безумия.

Наташа видит рыдающего отца и “что-то

страшно больно ударило ее в сердце... Она

подбежала к отцу,

но он, бессильно махая рукой, указывал на

дверь матери... Она быстрыми шагами вошла в

дверь... и подбежала к матери...” Только

человек с большим и красивым сердцем

способен забыть о собственном горе ради

спасения самого родного и близкого

существа: “Она не спала и не отходила от

матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая,

не как объяснение, не как утешение, а как

призыв к жизни, всякую секунду как будто со

всех сторон обнимала графиню”.

А вот еще

один эпизод романа, доказывающий красоту и

широту души Наташи. Во время отъезда из

Москвы Наташа, проявившая разумный

практицизм, сообразительность и ловкость

при укладке вещей, узнает об отказе

родителей дать раненым места на подводах. “Наташа

с изуродованным злобой лицом, как буря,

ворвалась в комнату и быстрыми шагами

подошла к матери:

— Это

гадость! Это мерзость! — закричала она. —

Это не может быть, чтобы вы приказали”.

Посмотрите:

лицо изуродовано злобой, на мать кричит, а

поступок светлый и красивый: “Люди

собрались около Наташи и до тех пор не могли

поверить тому странному приказанию,

которое она передавала, пока сам граф

именем своей жены не подтвердил приказания

о том, чтобы отдавать все подводы

под

раненых, а сундуки сносить в кладовые”.

На мой

взгляд, красота Наташи расцвела в

замужестве и материнстве. Помните, как вся

одухотворенная радостью, Наташа бежит

навстречу приехавшему после долгого

отсутствия Пьеру? “Она только до крайности

доводит свою любовь к мужу и детям, —

говорила графиня, — так что даже глупо”.

О Наташе

Ростовой можно писать бесконечно. Она

воплощение толстовского понимания красоты,

и моего тоже. В своей, пока еще совсем

короткой жизни, я стараюсь хоть как-то быть

похожей на Наташу, похожей прежде всего

внутренне. А закончить я хочу последней

цитатой, уже не из “Войны и мира”, а из

незаконченного Толстым романа “Декабристы”.

1856 год. В числе других амнистированных

декабристов в Москву возвращаются Пьер,

Наташа, их дети. “Всякий, взглянув на эту

женщину... должен был понять, что она уже

давно когда-то положила всю себя в жизнь...

Осталось достойно уважения что-то

прекрасное и грустное, как воспоминание,

как лунный свет”, — вот, по-моему, что есть

красота в “Войне и мире

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?

Слов:795
Символов:7954
Размер:15.54 Кб.