На протяжении 1928-1940 годов M. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух: о свободе, христианских заповедях, независимости творчества, силе человеческого духа. Булгаков, как и любой просвещенный человек, видел недостатки и ошибки тогдашнего устройства. Как писатель, он описал в своем романе эти проблемы, мастерски вплетая их в художественную канву произведения. Роман начинается с того, что Берлиоз и его друг, поэт Иван Бездомный, отдыхают в парке, и когда к ним подходит Воланд, они относятся к нему недоверчиво. Почему? Друзья считают, что он шпион, враг для советских людей, ведь он иностранец. И хотя Берлиозу, как просвещенному человеку, интересно пообщаться с Воландом, он должен играть под «дудку» советской морали и учитывать требования системы.
Следя дальше за разговором этих личностей, мы видим еще один момент. Поскольку советская власть возражала существование Бога, Берлиоз и Бездомный стараются убедить «иностранца», что Исуса Христа не было, а истории о нем - обычная выдумка. Читая эти строки, мы понимаем, что люди забыли о Боге, о вечных ценностях, а это неизбежно ведет к трагедии человеческой души и судьбы.
Писатель также высмеивает желание людей к легкой наживе. Это хорошо прослеживается в эпизоде, где описывается выступление Воланда с его свитой в варьете. Люди ловят червонцы, считая их настоящими. Женщины обменивают свои платья и ботинки на новые, более красивые. А в конце сеанса это все оказывается заблуждением, и люди остаются ни с чем.
Вопрос цензуры также изображен в произведении. Когда Мастер написал свой роман о Понтии Пилате, на него так начали давить, и он вынужден был притаиться и жить со страхом, что одним поздним вечером может услышать стук в дверь или окно. Многие люди знали, что означает этот стук, но в те времена об этом не говорилось. Только Маргарита, которая уже не учитывала социальные и политические условности, откровенно сказала позднему гостю, что предыдущий постоялец арестован. Писателю грустно, что такие талантливые личности, как Мастер, не могут реализовать свои творческие способности, их произведения не воспринимаются надлежащим образом.
И, наоборот, ценятся такие «художники», как и бездарный поэт Иван Бездомный и его друзья, такие же «художники» из «МАССОЛИТа», которы
По мнению писателя, человек способен и должен сделать правильный выбор и занять соответствующую позицию. Это иллюстрируется на примере Ивана Бездомного: наконец он понимает, что поэт он никакой и находит свое назначение в изучении древней истории. Булгаков заостряет внимание на личности Понтия Пилата - человека, наделенного властью, силой, умом. За маской жестокости, равнодушия, отчуждения прячется человек, который способен страдать и сочувствовать.
Он понимает, что осужденный к смертной казни Иешуа ни в чем не виновен, и у него не хватает силы и мужества отменить волю Синедриона и многочисленной толпы необразованных жестоких людей. Булгаков считает, что человек никогда не должен предавать своих принципов и делать неправильные поступки по желанию других людей. Предав самого себя, Понтий Пилат всю жизнь жалел о совершенном, нес бремя в душе, которое намного тяжелее любого физического. Писатель поднимает в романе также проблемы взяточничества, пьянства, нечестности, необразованности, трусливости, фальши чувств.
Последние строки романа «Мастер и Маргарита» пронизаны светлой надеждой - предчувствием покоя. Почему мастер волнуется? Не за себя же. Он волнуется за людей, которые живут пустой жизнью, не думая о Боге, не боясь ада. Глубокое оскорбление возникает в сердце мастера не только из-за того, что люди обидели его, а еще и потому, что в мире нет места добру, любви, правде. Осознав это, он ощущает равнодушие ко всему, разочарование, отчаяние. Но он мечтал о будущем и сохранил веру в людей, в их лучшую судьбу.
Отсюда и возникает предчувствие покоя в его душе. Покой для мастера - вознаграждение не только за страдание, а прежде всего за поиски смысла бытия. Покой для героя означает не только возможность независимо жить и создавать, это покой не для себя. Это мечта о гармонии человека и мира, о возможном земном Царстве Бога, Царстве истины и добра. А гармония мира должна рождаться из гармонии человеческой души. Покой мастера в вечном, духовном просторе, гармония душ его и Маргариты становятся залогом будущего преобразования мира в глобальном масштабе.