Мельчайшая портретная деталь является средством раскрытия содержания произведения. Поэтому особенность портрета е произведении Толстого следует связывание со всем строем его художественного мышления. На первый взгляд, самая мелкая и незаметная деталь играет огромное значение, помогает нам составить мнение о человеке. Разнообразные душевные движения героя, отраженные в его внешнем облике, делают мысли, чувства, ощущения его видимыми и конкретными. Конечно, следует учитывать, что портретное описание не было для Толстого самоцелью.
Портрет создает у читателей яркое зрительное представление о внешности героев. Но его особенность заключается в том, чтобы показать еще и внутренний мир героев. Однако все индивидуальные черты и детали внешности, как, например, черные глаза Наташи, восточный тип лица графини Ростовой или коричневатый фрак или высокое жабо Пьера, не могут быть прямо соотнесены с внутренним, душевным обликом героев. Толстой использует разнообразные оттенки для описания, например, улыбки. Улыбку Элен Толстой называет улыбкой “вполне красивой женщины”, “молодой, неизменной, самодовольной”, а улыбку Наташи Ростовой – “детской, торжественной”, “улыбкой радости и успокоения”.
Обратим внимание на такую деталь, как глаза. Глаза Долохова были “ясные, голубые, прекрасные и наглые”, а у Пьера – “дружелюбные”. Чтобы донести до читателя как можно точнее и четче свое представление о герое, Толстой использует прием сравнения и сопоставления. Так, например, красавец Анатоль Курагин сравнивается со зверем. Анатоль, по описанию автора, напоминает гладкого хищника, подчиняющегося “звериному чувству”.
О Лизе Волконской сказано так: “Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства”. Большое значение в создании портретной характеристики имеет подбор оценочной лексики. При описании Адольфа Берга автор пишет так: он “свежий, розовый”, всегда “безупречно вымыт”, “безупречно застегнут”, “причесан”. Как ни странно, именно такой подбор лексики для подчеркивания безупречного вызывает отрицательное отношение к персонажу. С этой же целью дано описание князя Василя с его “надушенной, сияющей лысиной”.
У Толстого всех героев можно разделить на любимых и нелюбимых. При этом отношение автора можно понять через портретную характеристику. Княжна Мэри некрасива, у нее тяжелая походка, неуклюжая фигура. Но все это забывается, когда читаешь о ее “прекрасных глазах”, которые “со спокойствием и лучистостью смотрели и нежной любовью”. Мы видим, что несмотря на внешнюю некрасивость, эта героиня душевно прекрасна. Или “маленький, грязный, худой” Тушин, но он “вопросительно глядел большими и бодрыми глазами”, а лицо его озарялось “тихой улыбкой”.
Л.Н. Толстой часто использует прием показа портретной характеристики в развитии. Внешность героя складывается постепенно, по этапам его жизненного пути, и если проследить ее на протяжении всего романа, то перед нами выстроится такая биография человека, в которой средствами портрета создан процесс глубоких психологических изменений. Особенно ярко мы можем увидеть это на примере Наташи Ростовой.
Мы встречаем ее тринадцатилетней девочкой. Она “черноглазая с большим ртом”, “некрасивая, но живая”, “тоненькая”, “грациозная”. В пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая своего брата, “держась за полу его венгерки”, “она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит”. В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Анатоль сразу оценил “достоинство ее рук, плеч и волос”.
В ночь свидания с умирающим князем Андреем “худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны”. В двадцать лет Пьер сразу не узнал ее, это уже не девочка, а “дама в черном платье”, она “действительно постарела”, но сохранился ее “внимательный, ласково-любопытный взгляд”, который помог Пьеру увидеть в ней прежнее “милое, доброе,,славное существо”.
В двадцать два она стала “сильной матерью”, в которой “часто было видно одно лицо ее и тело, а души вовсе не видно”. Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, “она бывала еще более привлекательной, чем прежде”.Итак, от тринадцати до двадцати двух – девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности, .
Весь роман Толстого построен на антитезе. И даже портреты почти всех персонажей противопоставлены друг другу. Например, Кутузов и Наполеон. Оба они не отличаются особой внешней привлекательностью, но автор все же противопоставляет “огромной толщины телу, с сутуловатой спиной”, “тяжелой, большой, изуродованной голове” Кутузова “круглый живот”, жирные ляжки коротких ног Наполеона. Таких параллелей в романе множество. Это Элен
Как бы ни менялся персонаж по ходу романа, Толстой оставляет своему герою какой-то яркий, характерный именно для него признак. Например, Наташу Ростову мы узнаем по «широко раскрытым», «сияющим», «черным» глазам; княжну Марью – также по глазам, но «серым, большим, глубоким и лучистым». Толстой постоянно акцентирует наше внимание на массивности, грузности Пьера («Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками») и красивых плечах Элен, на которых был «как будто лак от всех тысяч взглядов».
Писатель по-разному показывает внешность героев. Например, полный, детальный портрет представлен в самом начале романа, когда читатель только знакомится с главными героями. Здесь Толстой рисует законченный образ, индивидуальность. Таковы портретные характеристики Пьера, князя Андрея, Наташи. Однако для некоторых отрицательных персонажей такое детальное описание бывает единственным. Например, князя Василия Курагина автор описывает (с некоторой иронией) как старика «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица» и «надушенной и сияющей лысиной». Или портрет Анны Павловны Шерер – женщины средних лет со «сдержанной улыбкой», «не шедшей к ее отжившим чертам». В дальнейшем эти герои возникают в романе как вспомогательные, второстепенные персонажи, и писатель уже не рисует детально их портреты.
К портретам главных, любимых героев автор постоянно добавляет какие-то новые штрихи, которые являются отражением тех внутренних изменений, которые происходят в душах героев. Такие изменения – следствия внутреннего развития, «диалектики души». Например, мы можем проследить, как происходило превращение Наташи Ростовой из «черноглазой, … некрасивой, но живой девочки» в «сильную, красивую и плодовитую самку» или Андрея Болконского, который под конец жизни из «весьма красивого молодого человека» стал человеком, потерявшим внешнюю красоту, но приобретшим новый взгляд: «глубокий, не из себя, а в себя смотревший».
Один из наиболее интересных приемов описания внешности персонажей, который применил Толстой,- это характеристика героя другими персонажами. Так, мы видим Наполеона Бонапарта (французского императора) глазами Балашова (русского генерала), а Кутузова (русского главнокомандующего) – глазами крестьянской девочки Малаши. Поэтому оба предстают перед читателем совершенно по-разному: «потолстевшая, короткая фигура» Наполеона «с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный,’ осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди», а Кутузов для нас просто «дедушка».
Уже упоминавшийся случай иронического, даже сатирического описания Толстым князя Василия Курагина (представителя высшего общества) не единственный. Писатель фиксирует наше внимание на несоответствии красивой внешности и умения жить в высшем свете Элен ее необразованности и пустой душе. И остальные члены семейства Кураги-ных не избежали критики ни Пьера («О, подлая, бессердечная порода!»), ни самого автора. Ипполит предстает перед нами лишенным даже внешних достоинств Элен: «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной молодой, неизменною улыбкой и необычайной, античною красотою тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».Писателю более интересны персонажи, постоянно стремящиеся к идеалу внешней и внутренней красоты. Условным воплощением такого идеала стал солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев. Мы видим этого человека глазами Пьера Безухова. Толстой придает всем чертам Платона гармоничную форму шара, все время подчеркивает его округлость: «вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».
Внешность Платона Каратаева и соответствующее мировоззрение могут нам показаться далеко не пределом того, чего может достичь человек в своем самосовершенствовании. Но для Льва Николаевича Толстого максимальная простота и открытость, благополучная семья и продолжение рода – первостепенная и, главное, доступная цель каждого человека. Именно к такому пониманию жизни приходят молодые и полные сил главные персонажи Толстого, представляя собой образец людей, осуществивших все свои стремления.