Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами. Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805 -1807 гг. и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.
Это заглавие отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] I десятеричное, и слово писалось как “мiръ”. Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно слово “мир” в заглавии не является простым обозначение понятия покоя, состояния, противоположного войне. В романе это слово имеет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Эпическое начало в романе “Война и мир” невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира.
Точно так же, как “война, означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни. Но мир это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н.Ростов при встрече с австрийцами. Мир это жизнь. Мир это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.
В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это само утверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.
Ужас смерти сотен людей на плотине, в
Рассказать правду о войне, заключает Толстой в “Войне и мире”, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию. Само сочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности, в трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов”:
* Описывай, не мудрствуя лукаво,
* Все то, чему свидетель в жизни будешь:
* Войну и мир, управу государей,
* Угодников святые чудеса.
Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе добро и мир, объединяющие людей, на другом зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона “непрерывного движения личности во времени”. Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала “живой жизни” и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.
Через весь роман проходит антитеза “правильность неправильность”, “внешняя красота живое очарование”. Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации.
“Мысль семейная” противопоставляет семью Ростовых “клану” Курагиных. Антитеза “ложное истинное” используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует “скорее начинать” и усиленно заряжает свой пистолет. Приемы, автор использует в создании образной системы своего произведения. Толстой прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. В романе спорят не герои, а их идеи. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для Толстого.