Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живёт преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, а княжна Марья видит своё назначение в отречении и жертве.
Наконец, насколько Наташа внешне ярка и обаятельна, настолько княжна Марья не отличается красотой; только когда её лучистые глаза загораются под влиянием какого-либо сильного чувства, она становится прекрасной. Но есть у Наташи и княжны Марьи и общие черты. Обе они; патриотки. Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатствами, московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении, французов.
Когда родине грозит опасность, в ней просыпаются фамильные черты — гордость, мужество, твёрдость. Так было в Богучарозе, когда компаньонка-француженка предложила ей остаться в имении и довериться милости французского генерала, милости врагов России, своей родины. И «хотя для княжны Марьи было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было, но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами». И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и Толстой, рисуя их. семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье.
Так решает Толстой вопрос о назначении женщины, ограничивая её интересы рамками семейной жизни.