Сочинения по литературеТолстой Л.Н.Война и мирВысший свет в изображении Л.Н.Толстого

Высший свет в изображении Л.Н.Толстого

В романе "Война и мир" Толстой " со строгостью судьи и

гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и

бюрократической верхушкой самодержавной России.

Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя

понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как

считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как

часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты

и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею

совестью.

Иные отношения Толстого к высшему свету; "завистливому и

душному для сердца вольного и пламенных страстей".

С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские

гостиные большого света и знакомимся со "сливками" этого

общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер

с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество,

нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет

ни простоты, ни добра, ни правды.

В этом свете, как рисует Толстой, "кипит вечная бесчеловечная

вражда, борьба за блага бренные". Вспомним искаженные лица

"скорбной" Друбецкой и "благостного" князя Василия, когда они

вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего

графа Безухова.

А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая "военная

операция", тщательно продуманная Шерер и князем

Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен,

сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и

благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Начинается

осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и

только случай помешал успешно завершить эту операцию.

О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по

откровенному расчету?

С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой "объяснение в

любви" Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает,

что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за

свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис,

произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить

так, что он жену будет видеть редко.

Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег и чинов".

Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки

идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, к

ак

Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью -

завести выгодные знакомства. А Пьер, искренний и доверчивый

человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы

истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они

добивались в жизни.

Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно

ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе

Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив

доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с

рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о

юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней

Безуховой. Однажды открыто изменив мужу, цинично заявляет

Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и

молодость у людей высшего света принимают отталкивающий

характер, ибо эта красота не согрета душой.

Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина, ставшая, наконец -

то Друбецкой, и ей подобные. Их патриотизм проявился в отказе

от французской кухни, французского театра и не установления

штрафа.

Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий

восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что я говорил про

Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить

Наполеона".

А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы

французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя

было ожидать ничего другого от слепого развратного старика".

Толстому особенно ненавистна императорская "игра в войну",

для Александра I действительное поле сражения и парад на

Царицынском Лугу - это одно и то же (вспомним его спор с

Кутузовым перед Аустерлицким сражением)

В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает

карьеризм, служба "лицам, а не делу", боязнь личной

ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили

многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского.

Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были

обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько

заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за

флюгером царской милости.

С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и всяческие

маски" с представителей высшего света, обличая антинародную

сущность их идеологии - идеологии людского разъединения, эгоизма,

тщеславия и презрения к людям.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Высший свет в изображении Л.Н.Толстого

Слов:573
Символов:5266
Размер:10.29 Кб.