Первый бал Наташи Ростовой - самые запоминающиеся страницы романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Ведь здесь мы можем разглядеть многое из того, что было или будет, а также рассмотреть характеры главных героев.
Бал происходит 31 декабря, накануне нового 1810 года, но это не только наступление нового года по календарю: бал приносит новое и в судьбы, мысли, чувства главных героев.
Л.Н.Толстой подробно описывает последние приготовления к балу в семье Ростовых, их переживания, что "не устроится все так, как было нужно", хлопоты и беспокойство Наташи - ведь это ее первый бал! И ей хочется, чтобы все было "как нельзя лучше": она поправляет ленту Соне и прикалывает току матери. И это лишь малая часть тех забот, которые она на себя возложила. Юбка Наташи оказывается длинна. Мне кажется, что она еще не повзрослела, что в душе она еще совершеннейший ребенок, не так давно говоривший первому "поклоннику" Борису "целуй куклу!" или не давеча, как вчера, матери: "Не замуж, а так." Она такая же "чистая и воздушная", как и ее платье. Рядом с приготовлениями у Ростовых мы видим краткое описание приготовлений Перонской, но, несмотря на то, что Толстой говорит "точно то же, что у Ростовых", сразу бросается в глаза повторенное несколько раз слово "старая", то есть для абсолютного большинства этот бал стоит в ряду таких же балов.
"В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты" едет Наташа на бал и представляет то, что ее там ожидает: музыку, цветы, танцы, общество блестящей молодежи Петербурга. В таком же полумраке, предшествующем свету, она увидит раненого князя Андрея и попросит у него прощения. Казалось бы, в похожем полумраке театральной ложи она встретит и Анатоля Курагина, но это станет ее переходом не к свету, а к тьме страдания, мукам совести, к душевной боли. Таким образом, перемена состояния окружающего мира сопутствует Наташе в переломные моменты ее жизни.
Пройдя по освещенной лестнице, Наташа вспоминает,"как ей надо было себя держать на бале", но манера эта ей не идет, она "не могла принять того, что сделало бы ее смешной", не зная этого, но чувствуя. Кровь, которая "стала стучать у ее сердца", помогла остаться Наташей - очаровательной де
В этом коротеньком отрывке видна вся Элен - надменная, фальшивая, порочная женщина, у которой нет сердца. Она не смогла оценить такого человека, как Пьер.
Пьер, как и в салоне Анны Павловны Шерер, не вписывается в светское общество. "Шут гороховый", по словам Перонской, просит Андрея пригласить Наташу, тем самым положив начало их любви. Здесь же, на балу, он впервые чувствует себя оскорбленным "тем положением, которое занимала его жена в высших сферах", и, мне кажется, это не только недовольство ею, это недовольство, неудовлетворенность прежде всего собой: тем, что не разглядел змею под красивой шкуркой (Элен), что не видит смысла жизни для себя сейчас (разочарование в масонстве), ищет цель и не может найти. Он смотрит в окно, на улицу, и с помощью этой детали Толстой показывает, что цель Пьер найдет не в обществе, а за его пределами , извне (Платон Каратаев).
Князь Андрей Болконский, как и его единственный друг Пьер Безухов, получает нелестную характеристику из уст Перонской, основная мысль которой формулируется коротко: "Терпеть его не могу". Это мнение бытует среди многих, так как князь Андрей не принадлежит светскому обществу, но не внешне, нет, внешне его даже можно назвать блестящим молодым человеком, а внутренне , духовно. Он одет в белый мундир, что является символом нового и светлого (освобождение от чувства вины перед Лизой), предвестником его военного под-вига и очищения от наносного, ненужного (после ранения на Бородинском поле). Князь Андрей выделяет Наташу как "то, что не имело на себе общего светского отпечатка". Он любуется радостным блеском ее глаз, беседует о самых простых и ничтожных предметах, но его сущность все - таки проявляется: "Ежели она подойдет прежде к своей кузине..., то она будет моей женой". Он ставит свою будущую жизнь в зависимость от случая, то есть слушает прежде всего голос разума, а не сердца.
Я думаю, что роль эпизода "Первый бал" очень велика, потому что иначе нельзя было бы до конца понять характеры героев и их путь к счастью.