Если довериться высказыванию, что историю творят выдающиеся личности, то стоит сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других отраслей жизни. Но выдающиеся личности не падают с неба, а воспитываются здесь, на Земле.
А среди титанов XIX века фигура Льва Николаевича Толстого выделяется особенно ярко. Возможно потому, что сам Толстой всю жизнь стремился быть полезным обществу, его творчество тоже существенно отличается от его предшественников и современников, потому что он показал процесс противостояния человека обстоятельствам, разрыв личности со всем лживым и социально несправедливым.
Это особенно ощутимо в романе-эпопее «Война и мир». Не только потому, что это монументальное произведение, но и потому, что сами понятия войны и мира — это не просто сцены из произведения, это ежедневная борьба человека в человеческом быту, который никогда не утихает и двигает жизнь вперед. А исторически конкретное изображение войн, столкновения армий, поэтические картины природы, сцены из жизни помещичьих имений и великосветских салонов, недовольства крепостных своим положением, патриотизм народа — все это создает в романе широкий фон эпохи, где как вечное противостояние войны и мира выступает еще одно противостояние — народа и власти.
Власть. Ее олицетворяют и постоянные посетители салона Анны Павловны Шерер, и частные лица, и русский самодержец, и Наполеон, которые вершат доли подчиненных им людей. А основная тема романа — тема Наполеона — рождается уже на первых страницах произведения, в салоне Анны Павловны. Там же великосветская знать показана в ореоле внешнего величия и внутренней непривлекательности. Стоит вспомнить прядильную мастерскую, владычице которой было важно слышать шум веретена, а не видеть содержание самой работы. Это относительно отношения людей власти к людям бесправным. А если посмотреть на несколько ступеней выше и проследить за отношениями Александра І и Кутузова? Какой смешной выглядит награда царя Кутузову — народному полководцу. На каких весах можно измерять то, что сделал Кутузов для своего государства, для своего народа? И брошено вслед ему «старый комедиант» звучит возмутительно для человека, который спасал отчизну, не думая о наградах. А которой выглядит чиновническая верхушка? И это тогда, когда враг вступил на территорию России: «Все люди этой партии ловили рубли, чины и в том ловлении следили только при направлением флюгера царской милости».
Возможно, именно потому, что произведению Л. Толстого свойственные широкий план изображения исто
Не поняли эти благородные порывы патриотизма представители власти — Александр І, князь Василий, фрейлина Шерер, графиня Безухова. В преодолении их эгоизма были определенные трудности для народа.
Еще одним представителем власти в романе является Наполеон. В начале войны с Россией мы видим его французским национальным героем, хотя некоторые портретные детали подчеркивают определенное позерство. Писатель же увидел в нем врага русского народа, а впоследствии мы увидели, что он является врагом и собственному народу: «И наконец, последний отъезд большого императора от героической армии представляется нам историками как что-то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». Л. Толстой не показывает интимной жизни Наполеона, а пытается представить его человеком государственным. Писатель отрицает решающую роль исторических личностей в истории вообще.
Однако он показывает еще одну черту народного характера — бить врага, но накормить пленных, потому что даже в годы войны человечность оставалась еще одной определяющей чертой национального характера.
Именно поэтому народ — главная сила, которая определила ход войны. Ведь само понятие «народ» составляют люди, способные на наивысшую ответственность за свои поступки, за свою судьбу и судьбу близких людей, за судьбу отчизны.