Сочинения по литературеТолстой Л.Н.Война и мирАНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ

Анна

Ахматова писала: “Вы делаете ошибку,

противопоставляя Толстого Достоевскому.

Неверно. Они как самые высокие башни одного

и того же величественного здания, вершины. В

них лучшее, что есть в русском духе”. Тем не

менее их оба главных героя: Родион

Раскольников, главный герой “Преступления

и наказания”, и князь Андрей, один из

главных героев “Войны и мира”, — не

столько похожи, сколько различаются между

собой. Различия эти просматриваются,

начиная с социального положения, с их

окружения и заканчивая жизненным путем и их

духовными исканиями.

Раскольников,

бедный студент, ведет полунищенское

существование. Его семья также очень бедна

и не в состоянии помогать ему. Его

образование не закончено, но не только из-за

нехватки средств. Он мог бы найти деньги,

подрабатывая уроками, как это делает его

товарищ Разумихин. Что же заставляет его

сидеть в своей комнате, “похожей на гроб”,

целыми днями? Что мешает ему жить как все,

изыскивать средства, решать свои проблемы,

устраивать свою жизнь? Заметим, что уже в

самом начале романа, в портрете, дан намек

на ответ на этот вопрос. Одежда

Раскольникова, похожая на рубище, и Шляпа,

которая выглядит как символ тернового

венца, позволяют увидеть эту отрешенность и

провести аналогию с Христом. Причина этой

отрешенности кроется в нем самом. Он

отрешен от окружающего мира добровольно.

Проблема, мучающая его, отделяет его от

остального мира, от остальных людей. В такой

же духовной изоляции находится и князь

Андрей. Почему? В отличие от Раскольникова,

он прекрасно образован, наследник родового

имения, сын екатерининского генерала, то

есть (в начале романа) — молодой человек,

подающий большие надежды. Он вращается в

высшем обществе и не должен заботиться,

казалось бы, ни о чем. На первый взгляд

Раскольников и Болконский — совершенно

разные люди, но тем не менее князь Андрей

тоже “чужой” в светских гостиных. Из этой

жизни он бежит в армию и говорит Пьеру: “Я

иду потому, что эта жизнь, которую я веду

здесь, эта жизнь — не по мне!”

Итак, мы

видим, что Раскольников и Болконский,

настолько разные по своему социальному

положению, одинаковы в своем духовном

состоянии, — они одиноки. Но, анализируя их

психологическое состояние, мы приходим к

выводу, что если Раскольников испытывает

апогей своих мучений, которые длятся всего

несколько дней (как и все время действия

романа), бредит своей идеей и буквально, во

время болезни, и в переносном смысле, то

князь Андрей находится лишь в начале своих

исканий, даже еще не задумываясь над ними, а

лишь бессознательно ощущая потребность

перемены. Эта потребность заставляет его

покинуть салоны и отправиться в

действующую армию, чтобы уже там пройти

некоторые этапы сложных душевных исканий. В

кампании 1805—1807 годов князь Андрей

переживает еще один важный момент — это

наполеонизм и отношение к славе, способы ее

достижения. До Аустерлица князь Андрей

мыслит себя чем-то вроде Мессии — он спасет

людей, он совершит подвиг. Эта идея

подкрепляется его верой в избранность

Наполеона. Культ Наполеона в то время был

очень популярен в Европе, обыкновенный

капрал превращается в императора — это

потрясло людские умы. Культ основан в

большей степени на честолюбии, и это,

безусловно, присутствует и у князя Андрея.

Но им движет не только честолюбие. Здесь

просматриваются зачатки его главной идеи —

всеобщего единения и любви. Он таки

становится “нашим князем”, но уже

разочаровавшись в “маленьком капрале” и

развенчав культ Наполеона. Подвиг Тушина

открывает ему глаза — слава не всегда

выбирает достойных ее. Развенчание

Наполеона происходит в Аустерлицком

сражении, когда тяжело раненный князь

Андрей сравнивает все происходящее со

спокойствием вечного неба. И именно в этот

момент, когда жизнь могла бы покинуть его,

он на мгновение соединяется с небом, с

природой, но этого мгновения ему достаточно

для того, чтобы понять

всю низменность происходящего. Наполеон,

который в это время проезжает мимо лежащего

князя Андрея, кажется ему ничтожным. "В

этой сцене Толстой дает нам намек на

последующую смерть князя Андрея, где это

мгновение слияния и единения с небом, всем

миром превратится в вечность.

Раскольников

также увлекается наполеонизмом и так же,

как и поначалу князь Андрей, видит в

Наполеоне некоторое воплощение своих идей

и теорий. Но сходство это поверхностно, и в

глубине имеются существенные различия.

Раскольников строит свою теорию “людей,

власть имеющих, и тварей дрожащих”,

опираясь на расчетливого Наполеона, такого

же теоретика людских судеб. Герой

Достоевского уподобляется ему, и

Раскольникову кажется, что его будущее

преступление — это и есть проверка этой

теории. Пока он строит теорию, сама живая

жизнь дает ему материалы и мотивы этого

преступления. Сцена из жизни нищего и

развратного Петербурга

, второго Вавилона,

где “семилетний развратен и вор”, дают ему

повод усомниться в моральности человека, и

он решается на преступление ради выяснения

наличия морали в природе человека. Но пока

это бессознательно и незаметно зреет в нем,

он упоен своим вопросом, кто же он — “тварь

дрожащая” или “право имеет”.

Но

освободиться от наполеонизма и осознать

проблему, которая его истинно мучила,

Раскольников (в отличие от князя Андрея)

смог не вдруг, только через годы каторги.

Лишь там он понимает, что любой человек,

совершив убийство, убивает в себе Бога. “Я

не старуху убил, я себя убил. Так-таки и

ухлопал себя навеки”, — говорит

Раскольников. Понимание этого и есть

результат морального воскресения

Раскольникова. Итак, рассмотрев различие в

вопросе наполеонизма и обнаружив, что князь

Андрей отказывается от наполеонизма уже

в самом

начале, мы видим, что это их увлечение не

заключает главных проблем ни князя Андрея,

ни Раскольникова. Оно явственно указывает

на то, что роль Мессии ими в конце концов

будет исполнена — но в другом, более

глобальном масштабе. На поверхности лежит (да

и сам Раскольников мыслит именно таким

образом), что его мессианство состоит в том,

чтобы освободить людей от лживых

предрассудков и указать им путь “возвышения”.

Люди аморальны по своей природе, считает

Раскольников, и лишь земное наказание,

тюрьма, суд удерживают их от преступления

через “формалистские” христианские

заповеди. Все люди лгут, изображая

добродетель, и Раскольников якобы

предлагает им путь освобождения от этой лжи.

Заблуждается и князь Андрей, который

вначале видит свое мессианство

в том, что,

занимая высокий пост (будь то должность в

армии или гражданская), он поможет людям

изменить мир. Для этого он, разочаровавшись

в военной карьере, целиком отдает себя

реформам Сперанского. Но и здесь его

постигает разочарование — он осознает, что

реформы и живая жизнь несовместимы.

Представляя себя на месте старосты Дрона (а

князь Андрей прекрасно умел это делать — то

есть представить себя на месте любого

человека, понять его с полувзгляда; это

качество, которым наделяет его Толстой,

есть еще одно указание на его избранность),

ощущая себя Дроном, он понимает, что эти

реформы для крестьян бессмысленны и живую

жизнь нельзя уложить в реформы. Мы видим,

что его мессианство не в службе людям, он

открывает нечто новое. Наконец и

Раскольников, и князь Андрей приходят к

настоящим проблемам. Именно здесь их опыт

становится ценен для всего человечества, но

он достигается лишь в итоге испытания

смертью. И Толстой, и Достоевский ставят

своих героев в такое положение, когда иной

выход, решение невозможно.

Совершив

убийство старухи и Лизаветы, Раскольников

понимает, что не теорию он свою проверял, а

проверял самое главное, то, к чему осознанно

и мастерски вел его Достоевский на

протяжении всего романа, — наличие у

человека внутреннего нравственного закона

и судьи — совести, то есть присутствие в нем

Бога, “идеала Мадонны”, а не “идеала

Содомского”. Итак, мы видим, что проблема

эта не социальная или психологическая, а

нравственная и вечная.

Проблемы

смысла жизни, проблемы нравственные мучают

и князя Андрея. Итогом его исканий является

то, что он понимает, что “настоящая жизнь”,

единение с Богом предполагает любовь ко

всем, ко всему миру. А это есть прощение, то

есть он обязан простить Анатоля и любить не

одну Наташу и своих родных, а всех. Он стоит

перед выбором: жить так или любить одну

женщину, своих родных и иметь право на

остальные человеческие чувства: ненависть,

ревность. Трагедия состоит в том, что он

понимает, что на земле невозможно

реализовать его мечты единения со всеми. На

земле он не может простить. Перед отъездом в

армию он говорил княжне Марье, что прощать

— это “добродетель женщины”. Его идеал

жизни он может реализовать лишь путем

смерти. Парадокс? По Толстому — нет. Почему?

По свидетельству Чехова и К. Леонтьева,

которые, помимо того что были писателями,

были еще и врачами, князь Андрей не мог не

умереть, его раны были слишком серьезны и

неизлечимы в то время. Но Толстой нигде не

говорит прямо о смерти князя Андрея, так как

смерть для Толстого есть только переход в

другую жизнь, то есть новое рождение. Эта

новая жизнь несет в себе слияние с “целым”

и “источником всего”, то есть Богом. Это

итог жизни каждого человека,

и цель наша — прожить земную жизнь так,

чтобы совесть не мучила нас при смерти.

Итак, мы

видим, что, несмотря на столь разные задачи

обоих героев, они, по сути, решают одни и те

же нравственно-бытийные вопросы, а не

социальные, психологические и тем более

политические. Оба они открывают новые пути

человечеству, помогают задуматься над

новыми вопросами, и заслуга обоих писателей

в том, что сши завещали нам видеть и

понимать истинные ценности жизни.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ

Слов:1193
Символов:11187
Размер:21.85 Кб.