Об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Толстого
Князь Андрей — человек мыслящий, думающий, стремящийся к реализации своих личностных данных. В нём есть элементы тщеславия, но он всегда озабочен чем-то серьёзным, будь-то военные действия, работа в комиссии Сперанского или исполнение роли помещика-хозяина. Во время заграничных походов он запасается книгами, во время жизни в поместье (после ранения) столько читает, что оказывается более осведомлённым, чем его петербургские знакомые. Его уход из штаба с должности адъютанта Кутузова в 12-м году вызван пониманием того, что он будет нужнее и полезнее в полку, рядом с солдатами. Привычка наблюдать и распознавать людей, в чём он очень близок Печорину, объясняет его внимание к Пьеру: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света». Поэтому он ласково и нежно обращается к Пьеру на приёме, приглашает его домой, позволяет ему чувствовать себя в своём доме свободнее, чем своей жене Лизе, которую считает одной из лучших женщин с
воего круга, а главное, ведёт с Пьером непринуждённый и откровенный разговор о нём самом, о Бонапарте, о светском обществе. Пьеру гораздо труднее в этой жизни. У него не было семьи, он ощущал себя незаконнорождённым сыном, князь Василий привлекал его в среду золотой молодёжи, затем в объятия своей холодной, расчётливой дочери Элен. В двадцать лет преодолевать возникающие соблазны светской жизни весьма не просто. Однако его умственные потребности и нравственные возможности получают награду в виде дружбы с князем Андреем, а затем заставляют откликнуться на приглашение Баздеева вступить в масонскую ложу, чтобы почувствовать себя полезным. Желание помогать другим всегда присутствует в душе Пьера. Он морально помогает Наташе после её разрыва с князем Андреем, он спасает ребёнка во время пожара Москвы, он решает взять на себя миссию убить Наполеона, а попав в плен, стойко выносит все тяготы и невзгоды, учась у Каратаева спокойствию и незлобивости и помогая ему.