Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Яснополянский парк. Тишина. Аллея под сводами вековых деревьев. Высокое вечное небо. И маленький холмик сбоку, на краю оврага, среди густой зелени. На нем скромный букет цветов, чаще полевых. Наверное, это единственная в мире могила великого человека, на которой нет ни памятника, ни даже скромного надгробия. Здесь покоится гениальный писатель земли русской Лев Николаевич Толстой. Так он завещал похоронить себя: хотел возвратиться в вечный мир живой природы.
Зато природа естественная, живущая по своим законам, становится полноправным действующим лицом толстовских книг. Именно действующим лицом: пейзаж у Толстого не фон, не просто описание обстановки; природа у него — часть окружающего мира. Она участвует в событиях, воздействует на человека, помогает не только раскрыть, но и объяснить душевное состояние героя. При этом писатель показывает, что природа не зависит от настроения людей, она просто может по-разному восприниматься ими в зависимости от их душевного состояния. И, поистине, «в ней есть душа»: пейзаж существует не сам по себе, он всегда неотделим от человека, от его внешней и внутренней жизни.
Для Толстого восприятие природы, способность чувствовать ее, понимать ее «язык» — важнейшая характеристика человека. Поэтому в «Войне и мире» пейзаж дается либо «от автора», либо в восприятии героев, живущих богатой духовной жизнью: князя Андрея, Пьера, либо «естественных» людей, как например Наташа и Николай Ростовы. Люди бездуховные, неестественные, оторванные от национальной почвы (Курагины, Берг, Друбецкой), не видят и не понимают природы. Для них она «бездушный лик».
Картины природы часто помогают автору эпопеи выразить свое отношение к происходящему. Так, Толстой, воспринимая войну как «противное человеческой природе событие», рисует плотину Аугеста до и в конце сражения, противопоставляя прекрасную мирную сельскую жизнь кровавой бойне, безжалостно разрушившей эту жизнь. Даже после Бородинского сражения, необходимого в той справедливой, народной войне, которую вела Россия, сама природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым... стояла теперь мгла сырости и дыма...»Именно в природе видит Толстой образец жизни для людей. Наверное, не случайно для многих положительн
Особое композиционное значение имеет пейзаж, когда он сопровождает размышления героев, помогает им принять решение. В этих случаях природа очеловечена: она воспринимает человеческие эмоции, переживания, как все понимающий человек. Гениальна картина весеннего дуба, дважды увиденного князем Андреем. «Старым, сердитым и презрительным уродом» стоит он «между улыбающимися березками», смотрит на мрачного князя, говорит с ним его словами, сочувствует ему и все-все понимает. Проходит совсем немного времени, но та внутренняя работа, которая постоянно шла в князе Андрее после разговора с Пьером на пароме, встреча с поэтичной Наташей Ростовой, случайно услышанный ночной разговор девушек в Отрадном — все это совершило переворот в душе Болконского — он ощутил свою молодость, жизнелюбие. И вот, возвращаясь из Отрадного, он снова видит дуб и не узнает его: старый дуб расцвел молодой зеленью. Старый дуб, мудрый великан, обновленный весной, помогает Болконскому понять, что «жизнь не кончена в 31 год», что она, жизнь, неистребима.
Так же ярко выражено в пейзаже новое отношение к жизни Пьера Безухова, выработанное им в плену. Любуясь панорамой Москвы, он «почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни», видя, как «все перед ним заиграло в радостном свете».
Читая, как сурова и беспощадна была зима во время бегства французских завоевателей из России, невольно думаешь, что сама природа вмешалась в жизнь людей и вынесла свой справедливый приговор. Слабые пришельцы не выдерживают русских морозов и гибнут здесь, вызывая уже не ненависть, а жалость.
Своим великим романом Толстой учит нас многому. Перечитывая его, люди каждый раз открывают для себя что-то новое. И однажды, отложив книгу, читатель иначе, чем всегда, посмотрит вокруг и, может быт, ему откроется его «небо». И захочется поехать в Ясную Поляну, постоять у небольшого холмика, под которым покоится гений, сумевший понять душу родной земли и стать своим в вечно живом мире — мире природы.