Война и мир — это все в человеческой
жизни, ее универсальный охват
и вместе с тем ее самое глубокое
противоречие.
С. Г. Бочаров
Л. Н. Толстой, задумав написать большое эпическое полотно, намеревался озаглавить его так: «Все хорошо, что хорошо кончается». Казалось бы, этому названию вполне соответствовал и сюжет романа, особенно его финал: Наполеон изгнан из России, нашли свое семейное счастье герои.
Однако Толстой от первоначального заглавия отказался: у него получилась книга, в заголовке которой казалось правильнее подчеркнуть не то, что «кончается», а тему произведения. Новое, привычное нам название «Война и мир», на первый взгляд, очень простое, просто названы тема и материал — повествование о большой войне, сменяющейся победой и миром.
Однако это не так. Понятие «война» — это не только военные действия, но и классовая борьба, и борьба различных групп внутри одного класса, борьба противоположных начал в жизни человека и внутренняя, духовная работа — это тоже борьба.
Мир — это прежде всего отсутствие военных действий, но и согласие в обществе, гармония в человеческих отношениях, мир внутри нас — согласие с собой; это и мір (так писали раньше) — общество, крестьянская община (именно такое значение имеет пословица «На миру и смерть красна», фразеологизм «Всем миром решили» и т. д.), мир природы и искусства.
Война и мир — рождение и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство, естественность и фальшь, бескорыстие и расчетливость, честность и подлость, самодовольство и критика своих поступков, деятельная любовь к людям и безразличие к ним — все этические нормы, по которым живет и которые отвергает человек.
В заглавии романа заключено глубочайшее жизненное противоречие. Вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в мирное время в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, — смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и чужая ему его жена Элен? И разве не война — любая интрига, столкновение интересов?
И мир, по Толстому, неоднозначен, противоречив. Человек может быть прав для себя, но своя личная правда, которая не согласуется с общей правдой, не приводит к миру, согласию с другими людьми. Таков, по мнению Толстого, богучаровский бунт, неуместный и непатриотичный тогда, когда все сословия объединились для борьбы с общим врагом. В этих условиях, уверен писатель, общенациональные интересы важнее классовых.Итак, мир — это огромная, всеобщая жизнь, но мир — это и в
У лучших героев Толстого, живущих деятельной духовной жизнью, — А. Болконского и П. Безухова — от «сопряженности» своей жизни с жизнью общей зависит внутренний «мир», согласие с самими собой. Толстой, великий психолог, познавший диалектику человеческой души, убежден: «мир» и «война» с самим собой — это и есть содержание внутренней жизни мыслящего и чувствующего человека. Убедительный пример — «поиски мысли» и «жизнь сердца» А. Болконского. При виде старого дуба, преображенного весной, и он испытывает чувство обновления: «Нет, жизнь не кончена в 31 год... Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...»
Воодушевленный ожившими надеждами, он отправляется в Петербург, чтобы заняться государственной деятельностью, но приходит к разочарованию! Любовь тоже не состоялась. Снова рушится мир в его душе, но «война» внутренняя совпала во времени с общенародной освободительной войной против наполеоновского нашествия — и тут состоялось это «сопряжение» личного и общего, которое сделало Болконского другим человеком.
Так же, как А. Болконский, обретают новое отношение к себе и людям М. Болконская, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Долохов. В самом горниле войны создается мир — лучшие, высшие отношения между людьми.
Преображенными всем пережитым видим мы героев «Войны и мира» в эпилоге эпопеи. Но даже в новой семейной идиллии лысогорского дома, где дружно живут две семьи, Безуховых и Ростовых, нет полной гармонии: Пьер вернулся к мучившему его всю жизнь вопросу «почему?» и в поисках ответа пришел в тайное общество, а нерассуждающий «средний человек» Н. Ростов готов по приказу Аракчеева, не задумываясь, «идти и рубить» (восставших).
Так может рухнуть с огромным трудом достигнутый мир.
Эпилог в романе — обычно завершение рассказа о героях, хорошо знакомых читателю. А у Толстого именно в эпилоге появляется новое действующее лицо — Николенька Болконский, сын князя Андрея. Он благоговеет перед памятью отца.
Николенька во всем согласен с Пьером, а ночью, во сне, видит себя и Безухова во главе огромного войска, а на них «грозно надвигается дядя Николай Ильич». Николенька думает о славе («впереди была слава»). Так возрождаются те мотивы, которые, казалось, были развенчаны навсегда.
...Все хорошо, что хорошо кончается. Но ничего не кончается, завязываются новые узлы на месте развязанных прежних, потому что война и мир нескончаемы, как сама жизнь.