ПРОТАСОВ — герой драмы Л.Н.Толстого «Живой труп» (1900). Фёдор Васильевич П. появляется перед читателем и зрителем во 2-й картине, в комнате «у цыган», где с восторгом утушает пение Маши. «Это степь, это десятый I6K, это не свобода, а воля» — его первая реп-шка. Чистое сердце и обостренное чутье ко юякой лжи, совестливость — главные черты П. )н оставляет жену с ребенком, потому что в газни их не было «изюминки», «игры», т.е. настоящей любви. Не может служить, потому что му «стыдно». Чистая, поэтическая привязанность к цыганке Маше тоже не может принести 331 счастья: он женат, а на «комедию развода» не способен. Маша, вспомнив роман Чернышевского «Что делать?», учит П. симулировать самоубийство. Но обман открывается, и П. ничего не остается, как в самом деле убить себя. Симпатии автора — на стороне П., обаятельного, доброго, душевного человека. Ему поручает Толстой высказать в лицо судебному следователю всю правду о бесчеловечности вмешательства в сложную личную жизнь людей, которых тот «мизинца не стоит». Отвечая приятелю Петушкову на его слова об «удивительной жизни», П. говорит о себе спокойно и сдержанно: «Нет, самая простая. Всем ведь нам в нашем круге, в том, в котором я родился, три выбора — только три: служить, наживать деньги, увеличивать ту пакость, в которой живешь. Это мне было противно, может быть, не умел, но, главное, было противно. Второй — разрушать эту пакость; для этого надо быть героем, а я не герой. Или третье: забыться — пить, гулять, петь. Это самое я и делал. И вот допелся». Предсмертные слова П., произносимые сквозь слезы: «Как хорошо… Как хорошо…» Он радуется, что, принеся себя в жертву, освободил других. Толстой оправдывает П., несмотря на его «беспутства», и оплакивает его
Лит.: Гусев Н.Н. Происхождение сюжета «Живого трупа» // Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник. М.; Л., 1928; Ломунов К. Драматургия Л.Н.Толстого (гл. «Живой труп»). М., 1956; Лакшин В. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого («Дядя Ваня» и «Живой труп»). М., 1958.