Сочинения по литературеТолстой Л.Н.После балаРоль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

1. Прием контраста.

2. Злая шутка.

3. Смена мировоззрения.

Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем.

С. Е. Лец

В теме сочинения представлен весьма интересный вопрос — роль случая в жизни человека. А ведь действительно в жизни господин Случай играет немаловажную роль. И он может не только раскрыть глаза на какое-нибудь событие, но и круто изменить жизнь одного или даже нескольких людей. Так какова же цена случая? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим одно из произведений Л. Н. Толстого — рассказ «После бала».

Само название произведения уже намекает на то, что случай в жизни героев играет немаловажное, если не исключительное значение. Заглавие словно подсказывает: что-то исключительное произошло после бала, что могло сказаться на жизни главных, а, возможно, и второстепенных действующих лиц произведения.

Повествование как раз и начинается с того, что всеми уважаемый Иван Васильевич рассказывает об одном эпизоде из своей биографии, который резко изменил не только его жизнь, но и взгляд на мир. «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает, — вдруг заговорил Иван Васильевич. — А я думаю, что все дело в случае».

Для описания такого кардинального изменения взглядов на жизнь писатель использует контрастные краски, позволяющие воссоздать оттенки блестящего бала и кровавого наказания. В этой картине также появляются не только жесткость и лицемерие, но и особенная цветовая палитра. Так, например, вторая часть рассказа становится багровой. Она словно кровавой стеной пролегает между двумя днями и ставит непреодолимый барьер между двумя молодыми людьми.

Но не только внешние обстоятельства, но и внутренние качества людей меняются за такой небольшой промежуток времени. Они особенно явно отражаются на внешности полковника. Перед нами предстают два словно разных человека до и после бала.

Иван Васильевич замечает на балу, что у полковника статная фигура и красивое лицо. Однако спустя несколько часов он предстает в другом свете. И большое внимание уделено лицу военного, которое выражает какую-то ненависть к преступнику. Теперь у полковника оттопырена губа и надуты щеки. От красивого, «бального», лица военного не осталось ни следа. Его тоже изменил случай: наказание татарина за побег. В результате возникает новый повод для размышления: если бы это был не татарин или у полковника, появилась бы другая причина для наказания. Каковым было бы тогда описание военного?

Контрастность двух дней сохраняется и в цветовой гамме. На балу представлены чистые воздушные цвета такие, как белый и розовый. В этот вечер он «видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». После бала это один, но весьма говорящий цвет — пестро красный: «...я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». Чтобы создать наиболее полную картину двух совершенно разных миров, рассказчик вводит в свое повествование не только цветовые, но и звуковые оттенки. Это позволяет увидеть различие двух дней на уровне восприятия тонких переходов мелодии. На балу Иван Васильевич был опьянен любовью и постоянно «танцевал и кадрили, и вальсы, и польки», и мазурки. Все это создает меланхоличную и поэтичную картину вечера.

Во время же наказания звучит совершенно другая музыка: это гром барабанов, свист флейты. Они не успокаивают, а словно еще больше надрывают душу и оставляют в ней нотки смятения.

В первое время в душе героя все еще слышны отголоски мазурки, но скоро они все же вытесняются более тяжелой мелодией: «...услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

После увиденного в душе героя все еще сохраняется противоположные настроения. В ней возникают разные тональности: то жесткий голос полковника, то жалобная просьба татарина, то бар

абанная дробь, то свист флейты: «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте", то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника».

Однако случай сыграл злую шутку и с самой девушкой. Варенька понесла «наказание» за поступки своего отца. Нельзя, конечно, говорить о том, что она не знала своего отца и не могла представить, на что он способен. Но главный герой эти два настолько разных образа соединил в одной картине, благодаря которой молодым людям пришлось расстаться. Так и любовь его словно куда-то улетучивается: «Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней».

Но увиденное оказало влияние не только на отношение Ивана Васильевича с Варенькой. Оно жестоко сказалось и на мировоззрении самого рассказчика. Он пытался понять и осмыслить, что же ему пришлось увидеть утром. Сначала Иван Васильевич даже предполагал, что те, кто наказывают, обладают какими-то сведениями, которые ему неизвестны. Но и это не смогло успокоить его и наладить душевное равновесие. «Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился». И такое незнание и сомнение повлияло на то, что Иван Васильевич не смог поступить на военную службу, ведь она для него воплотилась в облике жестокого полковника — не того подтянутого человека, который танцевал на балу, а в образе того, кто в замшевой перчатке бил по лицу солдата, слабо ударившего татарина.

Однако в самом рассказе есть один небольшой эпизод, который доказывает, что полковник очень любит свою дочь, то есть он никогда не причинил бы ей никакого вреда. Военный отказывает себе в многом, даже выходит в свет в немодных опойковых сапогах только для того, чтобы Варенька могла себе ни в чем не отказывать. Полковник прекрасно танцует, но в паре изящество танца зависит от обоих партнеров. Так что он снова делает все, чтобы в хорошем свете представить свою дочь.

Но в жизнь снова вмешивается случай. Иван Васильевич и полковник встречаются взглядами во время наказания, последний отворачивается, словно ничего не заметил. Он далек от того нравственного образа, который формировал в своих поздних произведениях Л. Н. Толстой. Но хочется верить, что и для самого полковника эта встреча, а значит, и сам случай сыграл не менее важную роль. Раз он отвернулся, то может быть он чувствует, что не совсем прав и ведет себя неподобающе в этот момент: ударил по лицу солдата, который «мажет». А может он просто вспоминает то, что было накануне вечером на балу у губернского предводителя и понимает, насколько контрастная картина разыгрывается перед глазами Ивана Васильевича.

Именно этот контраст и сыграл самую большую роль в жизни главного героя. Если бы в душе его не сохранилось этих сцен, то может он со временем смог бы успокоиться и снова встретится с Варенькой. Но в душе его постоянно происходила борьба двух разных, но очень впечатляющих картин. А так как последняя была более яркой, говорящей и жестокой, то она оставила гораздо больше впечатления в душе Ивана Васильевича. Поэтому он не смог пересилить себя, чтобы не вспоминать об этом.

Писатель выбирает наиболее действенный прием — прием контраста. Мы не знаем, каково его отношению к увиденному и к понятию «случай» в этой жизни. Но использование данного приема позволяет понять, что писатель в какой-то степени солидарен с главным героем. И таким способом он обличает и не принимает ни для своего персонажа, ни тем более для себя поступок полковника. На такое восприятие мира накладывает отпечаток и на поздние воззрения писателя, который начинает задумываться над духовным совершенствованием личности. Он показывает нам, что полковник очень далек от всего этого. Иван Васильевич, наоборот, наверное, впервые сталкивается с этим и понимает, что в любом поступке должна быть духовная и нравственная основа. Возможно, тогда случай не будет оказывать своего губительного действия на человека.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Слов:1235
Символов:8505
Размер:16.61 Кб.