САНИН — герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «Санин» (1907). Фигура С. имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип — человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления Санина.Герой — индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как «сверхчеловек». Современники признали в С. «героя нашего времени». Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. «Так сказал Заратустра», 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились «талантом наслаждения жизнью». Проповедуя, С. не обнаруживает страстности Заратуст-ры, который ему «скучен». В отличие от предшественников С. ощущает слияние с «естественными» силами природы, плывя по течению событий. По определению Л.Ганчхофера, это «герой без ненависти, но без страдания». Реакцией на появление в печати романа о С. явилось огромное количество статей и книг, ему посвященных. Критики разделились на два лагеря. Одни, как И.П.Баранов, горячо приветствовали С. — певца «свободы» от веками давящей рутины и «символ грядущей силы». Другие, как Г.С.Новополин и А.П.Омельченко, предавали его анафеме, называя «диким зверем», «социальным паразитом», утверждая, что С.— герой порнографического романа, наследник героев действительно порнографических романов 80-х гг. XIX века. Против романа и его автора было возбуждено несколько судебных дел. Но Д.В.Философов еще в 1909 году писал, что здесь речь идет не о похоти, а о «скорби пола». После «шедевров» порнографического бума, захлестнувшего Европу в XX веке, очевидно, что С.— всего лишь реакция на пуританство в литературе. С.— герой перелома времени, межвременья. Суть образа С. — в таинственном взаимодействии тела и духа в человеке, низменного и святого начал его души. Исследование этой проблемы в русской литературе имеет большие традиции, прежде всего в творчестве Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. П
Лит.: Боровский В.В. Базаров и Санин. Две личности. 1909; Розанов Н.П. Крылья смерти. Владикавказ, 1913; Никоненко С.Г. Михаил Арцыбашев // М.П.Арцыбашев. Тени утра. М., 1990; Руднев А. «Я человек жизни, и только жизни, земной, человеческой…» // «Вопросы литературы». М., 1991. №11-12; Прокопов Т.Ф. Жизнь и смерть Михаила Арцыбашева // М.П.Арцыбашев. Собрание сочинений. М., 1994. Т. 1.