Особенно важны в романе эпизоды развязки и эпилога. Эти эпизоды призваны связать общественное «дело» Лаврецкого с идеей нравственного самоотречения и окружить эту идею ореолом трагизма. Внезапный приезд жены Лаврецкого разбивает его истинное счастье. Лиза идет в монастырь, Лаврецкий же остается не только «одиноким», но и в 45 лет «стариком» и даже «бездомным странником», т. е. человеком бессемейным, нравственно неприкаянным. Он, оказывается, «выучился пахать землю», обеспечил и упрочил «быт своих крестьян», но его жизнь почему-то «бесполезная».
Из раздумий Лаврецкого в, эпилоге следует, что теперь, в период подготовки к реформам, Тургенев видит в этой трагической самообреченности героя судьбу целого поколения передового дворянства - судьбу своего поколения, которому приходилось «отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака» николаевской реакции. Но на смену ему уже идет будто бы более счастливое, новое поколение, представленное в романе молодежью в доме Калитиных. В то же время Тургенев так датирует сюжет своего романа, что Лаврецкий оказывается старше автора на целых 13 лет - его хозяйственные успехи и устройство крестьян приходятся на вторую половину 40-х годов, и «мрак» реакции, видимо, не очень мешал ему в этом.
Таковы ‘особенности идейной направленности «Дворянского гнезда», обусловленные стремлением Тургенева романтически оправдать идеей жертвенности свои либерально-просветительские идеалы. И писателю в значительной мере удалось этого достигнуть. Успех нового романа, опубликованного в первом номере «Современника» за 1859 г., был огромный и бесспорный. Добролюбов вскоре с сочувствием отметил это. «Он, - писал критик о Тургеневе, - умел поставить Лаврецкого так, что над ним неловко иронизировать… Драматизм его положения заключается уже не в борьбе с собственным бессилием, а в столкновении с такими понятиями и нравами, с которыми борьба, действительно, должна устрашить даже энергичного и смелого человека…». «В нем (Лаврецком) есть что-то законно-трагическое, а не призрачное… и это, вместе с достоинствами исполнения, привлекло к «Дворянскому Гнезду» единодушное восторженное участие всей читающей русской публики».
Итак, «Дворянское гнездо» произведение .очень цельное в художественном отношении и очень значительное по содержанию. Написанное в разгар либеральной шумихи вокруг подготовки к крестьянской реформе «сверху», оно было искренним романтическим призывом к более прогрессивной реформаторской деятельности «снизу», к единению дворянства с народом. И вместе с тем оно заключало правдивое и реалистическое раскрытие всей ограниченности перспектив такой деятельности, всей ее глубокой внутренней слабости и даже обреченности. Этой правдивостью своего содержания роман Тургенева идейно вооружал не либеральное дворянское движение, а русскую демократию.
В произведениях 1850-х годов, отличающихся своеобразной романтической направленностью, - в «Фаусте»
После событий 1848 г. у Тургенева вновь резко усилился интерес к идейным исканиям передовой дворянской и разночинной интеллигенции, к вопроса»-! их нравственного самосознания. И он в связи с этим почти оставляет жанр очерка и обращается преимущественно к жанру романа и близкой по складу своей проблематики романической повести, отличающейся у него меньшей четкостью поставленных вопросов и меньшей развитостью сюжета.
В своих романах и повестях Тургенев продолжал традицию тех русских романов предшествовавших десятилетий, в которых косвенно отражался основной идейно-политический конфликт периода дворянской революционности. Но он продолжает эту традицию в другой период и с других идейных позиций. Он уже не может подняться до той принципиальности и последовательности осознания антагонизмов внутри дворянства, которая проявилась в романах Пушкина, Лермонтова, Герцена. Там идейно-политический антагонизм главных героев с реакционным «обществом» имел основное, ведущее значение, а их собственные разногласия и личные конфликты вытекали из него и в какой-то мере служили средством его разрешения. В романах и повестях 1850-х годов Тургенев изображает своих главных героев, не затрагивая вопроса об их идейных столкновениях с силами реакции. Он строит свои романы и повести на противопоставлении различных идейных позиций в среде самой дворянской и разночинной интеллигенции и на вытекающих из этих различий конфликтах в их личной жизни.
В романах Пушкина, Лермонтова, Герцена главные герои были окружены реакционным дворянским «обществом» и идейно-политическое столкновение с ним определяло их собственные позиции, а через это и особенности их характеров. В романах Тургенева главные герои окружены не «обществом», а только бытовой, семейной средой, более или менее консервативной. Эта среда противостоит им своими взглядами, интересами, привычками, но не определяет их идейные позиции, не влияет на развитие их характеров.
Поэтому Тургенев не уделяет большого места изображению социальной среды, усадебного или городского дворянского быта. Его второстепенные персонажи в основном призваны лишь оттенять своей ограниченностью и пошлостью значительность внутреннего мира главных героев. Но все же писатель подчеркивает консервативность этой среды, относясь к ней с более или менее язвительной иронией. Ирония его бывает тем сильнее, чем больше тот или иной второстепенный герой тянется в своем образе жизни к реакционным аристократическим кругам. Однако поскольку такие лица и вся среда не представляют собой само реакционное «общество», ирония автора не углубляется до сатиры.