Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», — писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Так постепенно укрепилась в будущем писателе страсть к охоте. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника».
Охота сблизила его с людьми из народа, раскрыла перед ним картины деревенской жизни, помогла понять и полюбить душу русского крестьянина, проникнуться искренней любовью к природе. Возможно, именно поэтому его книга стала не простым описанием охотничьих наблюдений — значение ее намного глубже. Здесь отразились наблюдения писателя за жизнью русского народа, сочувствие к угнетенным. Кроме того, автор стремился показать безнравственность и губительное влияние рабства, мешавшего «прорасти плодовитому зерну русской жизни». Посещая охотничьи угодья и лесные сторожки, Тургенев присматривался к крестьянскому быту. И после отразил свои впечатления в «Записках охотника».
Одним из произведений, вошедших в книгу, является рассказ «Бирюк». Тематика рассказа имеет лишь отдаленное отношение к охоте. О ней вскользь упоминается в самом начале: «Я ехал с охоты вечером...» В дороге автора настигла гроза. По счастью, ему встретился лесник, который пригласил путника в свою избу.
Описание домика лесника дает нам исчерпывающее представление о крестьянских домах в целом. Пройдя через скрипучую калитку, автор видит небольшую избушку, в одном окошечке которой «тускло светил огонек». Более детальную картину дает нам описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной ска
Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь заработать жалкие гроши,
которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Он и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя: «Самовар бы я вам поставил, — говорит лесник, — да чаю у меня нету...» Еще раз осмотревшись вокруг, автор испытал еще более удручающее чувство. «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснил мне дыхание», — пишет он. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико, «ее голые ноги висели не шевелясь».
Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Так, мы видим мужика, которого Бирюк поймал на рубке дерева. Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...». Затем, видя безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все». Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.
Значение рассказов, вошедших в «Записки охотника», необычайно велико. Пусть мы не видим в этих рассказах гневного обличения крепостного права, но зарисовки крестьянского быта, отдельные штрихи, детали, реплики персонажей, умело введенные автором в текст, заставляют остро чувствовать трагизм положения крестьян, все тяготы их нелегкой жизни, нищету, которая зачастую доводит до крайнего отчаяния.
«Записки охотника» открыли новую, своеобразную и очень важную страницу в русской литературе. Они стали своеобразной «энциклопедией русской жизни».