Рассказ "Свидание" относится к циклу заметок "Записки охотника", написанных в разное время, но объединенных тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. В "Свидании" три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик. Образ Акулины составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но и прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени. Это поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности - далее это подтверждается текстом: лицо "просто и кротко... и полно недоумением перед собственной грустью". На ко пенях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет "пастушки", но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза "быстро блеснули" - девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были "большие, светлые и пугливые, как у лани". С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: "она встрепенулась", затем "выпрямилась и оробела; взор задрожал". По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она "вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась - и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась". Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится "почти молящим". И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре "столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви"... Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: "все ее тело судорожно волновалось". Под конец снова возникает образ лани: при появлении охотника "откуда взялись силы - она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями". Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала "что-то зашумело по лесу", затем "замелькала фигура мужчины". В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получилась бы безобразной. Это "избалованный камердинер молодого, богатого барина". В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов - отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются "почти у самых бровей"). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном - "с претензией на вкус", однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор "нестерп
Авторитет суждений охотника является обязательным условием прочтения "Записок...". Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведениях. Кроме того, охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих еще одну побочную сюжетную линию. /
Сюжет рассказа "Свидание" построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог. Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии - встреча двух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация. Кульминационный момент - когда два персонажа не могут долее находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается. Тургенев - признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведении описание природы перекликается с сюжетом как аллегория. Время года - осень - традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета - это конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени - упадок, грусть, тревога - соответствует настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода - то дождик, то туча, то проблески солнца - словно повторяет игру настроений на лице главной героини. Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невеселую улыбку природы проглядывает унылый страх недалекой зимы - будущее не предвещает ничего хорошего Акулине. Ветер гонит по дороге опавшую листву - так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся. В этом же тоне легкой печали и ностальгии выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием. Один из важных элементов проблематики рассказа - противопоставление крестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же - люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Подобная тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в "Свидании" на личном конфликте двух героев - крестьянки и дворового. Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым.