Поставим перед классом вопрос: «Действительно ли у Герасима было так «немного» дел?» Читатели отыскивают нужные для ответа строки: «…вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить». Солидный перечень обязанностей Герасима вызывает у нас некоторое недоумение. Пробуем выяснить, почему же все-таки эта большая тяжелая работа казалась ему шуткой. Может ли быть, чтобы все эти работы были выполнены за полчаса? Вместе с этим обратим внимание на то, как старательно изображает писатель сам процесс труда.
С этой целью предлагаем классу вопросы: как работал герой? Как возил воду? Как колол дрова? Как сторожил? Читатели подметили теперь не только то, что Герасим имеет богатырское сложение, но и проявляет в работе ловкость и сноровку. Они поняли, какой смысл вложил Тургенев в-слова: «в полчаса все у него было готово». Так в процессе внимательного чтения читатели учатся угадывать стремление писателя не только показать, но и оценить героя.
Важную роль играет и анализ описания каморки Герасима. Читатели приходят к выводу, что все предметы в ней указывают на спокойный и независимый нрав немого богатыря. Все начинают воссоздавать в своих ответах и попутных репликах при чтении текста именно облик богатыря. Для того чтобы до конца осознать незаурядность личности героя, обратим внимание нас на окружение Герасима, на тех людей, с которыми сталкивает его судьба. Поскольку барыня во всем следовала давним обычаям, она «прислугу держала
многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи,— был даже один шорник… был домашний лекарь для госпожи…». Многие учителя уже при чтении первой главы предлагают насам создать словарик: выписать слова «дворня», «челядь», а из последующих глав — слова «прислуга», «люди», «дворовые». Чтобы поближе познакомить- нас с жизнью многочисленной дворни, можно о
Читатели замечают, что Гаврила боится барыни, Капитон — Гаврилы и барыни, Татьяна — всех вокруг, но они не умеют объяснить причины страха. Подготовка к чтению в лицах, обсуждение и комментирование ученического исполнения помогают понять, что жизнь этих людей в безграничной власти хозяйки, а деспотизм хозяйки стал кормой человеческих отношений в барской усадьбе. Очень живо проходит обсуждение того, как прочитаны сцены. Читатели обличают и дворовых, и барыню. Вопрос о том, как связаны эти сцены с судьбой Герасима, лишь на мгновение вызывает заминку. Затем наса начинают хвалить немого дворника, заявляя, что Герасим «не такой», находят слова о нем в тексте: его «никаким способом не уломаешь». Добавим к этому верному наблюдению весьма прозаическое соображение: как бы ни считались окружающие с силой духа, самостоятельностью и решимостью поступков Герасима, судьба его уже определилась — заранее было решено его «уломать».
Завершая чтение второй главы и начиная читать третью главу, Татьяну выдали замуж, что Капитон еще более опустился, что перед отъездом в дальнюю деревню Татьяна получила прощальный подарок Герасима. Эти факты понятны насам, но их мало трогает описание тяжелой жизни подневольных людей. Отчасти это можно объяснить тем, что далее следует эпизод «Герасим находит Муму», который они готовы перечитывать бесконечно. Детям так близки и дороги чувства, которые волновали героя, что целесообразно заранее готовить чтение этого отрывка и его комментирование. Домашнее задание будет таким: подготовьте выразительное чтение сцены «Герасим находит Муму». Объясните классу, как вы нашли нужные интонации. Докажите, что ваше чтение точно передает настроение и чувства Герасима.