«Мастер и Маргарита» — роман уникальный. В нем, как в перспективе, пересекаются и взаимопроникают друг в друга фантастика и реальность, миф и история, свет и тьма, смешное и грустное.
В произведении М. А. Булгакова многие герои проходят через испытания, чтобы приблизиться к истине. Через испытание, помогающее ему пересмотреть всю свою жизнь, взглянуть на окружающее другими глазами, прозреть, проходит и Иван Бездомный. В самом начале романа Иван кажется персонажем, который не играет какой- либо значительной роли в произведении. Все, что нам известно о' нем, это то, что он «плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках», поэт, который пишет «чудовищные стихи» и не верит ни в бога, ни в дьявола. «А дьявола тоже нет? — вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича. — И дьявола...»
Некоторые считают гениальных поэтов изначально сумасшедшими. Был ли Иван Николаевич Бездомный гениальным, мы точно сказать не можем, но он вовсе не сошел с ума, что-то более странное приключилось с господином Бездомным на Патриарших «однажды весною, в час небывало жаркого заката».
Конечно, с одной стороны, его болезнь предсказал Воланд: «Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич!» Но Иван, конечно, не мог поверить в это, пока все не произошло так, как и говорил иностранный консультант.
Почему же это произошло? Почему Иван попал в клинику Стравинского? Возможно, болезнь была| следствием переохлаждения после купания в Москве-реке. Может быть, случилось это много раньше, когда Иван и Берлиоз сели на скамеечку в скверике. Мученическая смерть Берлиоза перекроила сознание поэта Бездомного — это несомненно, и все же неужели состояние Ивана было болезнью, именуемой шизофренией? «От этого он до того обезумел, что, упавши на скамью, укусил себя за руку до крови...»
Действительно ли это была болезнь?
Сам Иван считал себя абсолютно нормальным: «...меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом».
Но его собрат по перу, поэт Рюхин, сперва счел иначе, потом отметил странную вещь: ^
«...решительно никакого безумия не' было у того в глазах. Из мутных, как они были в Грибоедова эти превратились в прежние, ясные». «Батюшки! — испуганно подумал Рюхин, — да он и впрямь нормален? Вот чепуха какая! Зачем же мы, в самом деле, сюда-то его притащили? Нормален, нормален только рожа расцарапана...»
Бездомный прекрасно отдает себе отчет во всех своих действиях, но реальность вокруг него сильно смещена. Он словно повержен обратно в невежество, позабыв обо всех благах нынешней цивилизации, обо всех научных достижениях, Иван берет в руки «свечечку» и «иконку» и идет самостоятельно ловить иностранного коммерсанта. «Он был бос, в разодранной белой толстовке, к коей на груди английской булавкой была прико
Безусловно, заключение поэта в больницу было частью замысла Воланда. Пусть «иконка» и не вредит таинственному гражданину, именно в больнице должно было произойти одно из ключевых событий романа. Встреча Бездомного с Мастером играет огромную роль, важность этого события несомненна.
«Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тсс!» Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом,, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».
Казалось бы, в больнице Иван лишен возможности узнать что-либо о Воланде, но Мастер открывает поэту глаза на многие события. Тот, кто больше всего интересует Ивана и, возможно, отчасти спровоцировал болезнь, если таковая была: «Меня же сейчас более всего интересует Понтий Пилат...»
О Понтии Пилате Мастер многое рассказывает Бездомному, вследствие чего поэт становится своеобразным посредником между нашим миром, точнее нашей иллюзией о нем, и между настоящим
миром, который открывает Воланд. Происходит смена реальности, но ее замечает только Бездомный: «Здорово, вредитель!»
Так Иван приветствует врача, который не может понять, что поэт первый заметил опасность в лице Воланда и первый от него пострадал: «Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал».
Только Иван ощутил всю значимость этого события — проникновения в нашу реальность Воланда и его свиты.
«Готово дело. Белая горячка» — такой вердикт выносят бедному поэту, даже не подозревая, что скоро та же беда обрушится на всю Москву.
С особым видением мира Иван останется на всю жизнь. Он, как ученик Мастера, продолжит его .' дело, и только его сны будут связывать его с другим миром, открывшимся ему однажды: «...видит неестественного безносого палача, который, подпрыгнув и как-то ухнув голосом, колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса. Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф».
«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с красным подбоем и начинает идти к луне». И потом «лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо (Озирающегося обросшего бородой человека».
Таким образом, события, произошедшие с Иваном Бездомным, являются важными в понимании замысла романа Булгакова «Мастер и Маргарита».