Иван Сергеевич Тургенев - первоклассный худежник-реалист, один из наиболее замечательных русских писателей XIX века. Образованнейший человек своей эпохи, гуманист, враг рабства и произвола, он многое видел и понимал, чувствуя назревающие большие перемены в России. Его позиция в условиях обострившейся классовой борьбы бО-х-70-х годов была сложна и во многом противоречива. Критически расценивая людей своего социального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков дворянской интеллигенции, Тургенев не разделял революционных убеждений нового поколения, он понимал, что они в чем-то правы, но они были чужды ему по духу. Он не мог принять идей о необходимости революции, насильственной, коренной ломке существующих отношений, ему "претил мужицкий демократизм Чернышевского и Добролюбова". В этом причина разрыва его с "Современником". Однако Тургенев до конца жизни сохранил глубокий интерес к деятельности революционной молодежи, он внимательно следил за всеми проявлениями передовой общественной мысли. Характеризуя творчество Тургенева, Добролюбов писал, что он "быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание". В 1862 году Тургенев написал роман "Отцы и дети" - один из лучших романов, как по художест- венному мастерству, так и по глубине, широте и актуальности основной темы. Это не было данью идейной моде, Тургенев честно в романе попытался показать две силы: либеральное дворянство /в лице братьев Кирсановых/ и лагерь революционеров-демократов, представленный пока одиночкой Базаровым. Тургенев писал: "Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса". Представители прошлого - "отцы" - изображены с беспощадной в ;рностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", писатель не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми, поэтому он принес ему полную дань уважения. В трактовке Базарова сказалась классовая ограниченность Тургенева. Человек с такими качествами, как Базаров, мог бы сделать многое, но он умирает, не сделав ничего. В этом сказались неверие Тургенева в силу разночинцев, в идеал революционной демократии. Писарев в статье "Базаров" увидел в тургеневском герое типичные черты молодого поколения и приветствовал автора романа. В разгоревшемся споре между демократическими журналами из-за понимания образа Базарова статья критика Писарева сыграла роль усиления критического отношения к Базарову на страницах журнала "Современник". Во второй статье Писарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в одном ряду с героем романа Чернышевского "Что делать?" - Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров - его "враг", к которому он чувствует невольное влечение. Либерал-постепеновец Тургенев считал, что революционная деятельность в России не найдет отклика и поддержки в народе. Этим же сознанием он наделил и своего героя. Базаров говорит перед смертью: "Я нужен России... Нет, видно, не нужен." В этом идейное заблуждение Тургенева. Что сказать об идейной моде и убеждениях? Если сравнить Павла Петровича Кирсанова с Назаровым, то видно, Базаров убежден в своих позициях, а Кирсанов больше рисуется, отдавая дань моде. При всех своих "либеральных выходках" и заявлениях о "любви к прогрессу" Павел Петрович консервативен, нетер