Роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев.
И, конечно, сразу возникает вопрос: “А зачем нужна эта история княгини Р.?” Но все детали в романе, пусть даже малейшие, несут на себе определенную смысловую нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом.
Здесь можно даже провести своеобразную параллель с поэмой Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”. Виссарион Григорьевич Белинский говорил, что лирические отступления — это важный недостаток “Мертвых душ”. Но мы-то знаем, как велика была роль этих “недостатков” в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в “Отцах и детях”. Не исключено, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем (ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо...).
Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.
Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” — это свет, блеск. А Фенечка, Федосья — это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.
Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.
Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем
Княгиня Р. — сфинкс для Павла Петровича Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: “Крест — вот разгадка...”
Крест — символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика: он также символизирует и конец жизни.
Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, и княгиня, и Павел Петрович Кирсанов оказываются бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.
Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности.
Почему это так?
Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди, повторюсь, перед Богом, перед природой, перед этими таинственными силами. Олицетворяют эти силы в “Отцах и детях” княгиня Р. (для Павла Петровича) и Одинцова (для Базарова). Другими словами, Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их “сфинксам”. Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.
В заключение отмечу, что ошибочно считать лишней, ненужной в романе историю княгини Р. Как мы выяснили, она играет очень важную роль в “Отцах и детях” Ивана Сергеевича Тургенева: эта своеобразная новелла помогает нам понять психологический аспект произведения.