В принципе, сказать: «Он – хороший человек», нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности. В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: «А не предвзятое ли отношение у автора» В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать.
Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева»Отцы и дети». Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но «крутой Базаров увлек Тургенева». «Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда». Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, «не мог доказывать своими образами предвзятую идею».Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя – Евгения Васильевича Базарова – и поэтому разного рода колкости – замечания появляются на страницах романа. «С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность». Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным: « Как Не только искусство, поэзию но и страшно вымолвить – Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров».Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными.
Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним – к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьеве Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером. Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И. С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: «Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа».Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову – дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора.Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до «сильнейшей антипатии».Павла Петровича можно назвать главой (или «полюсом») лагеря «отцов». В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками «Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности», – говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович – «человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею», который «мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего». Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он»рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей».В свою очередь, Базаров «мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего». Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается.
Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу или хотя
Тургенев представляет нам законченную картину «Смерть героя». В ней такие черты Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его характера. В нем просыпается «насильственно сдавленное чувство», и это естественно, что в свою последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть «с гордо поднятой головой», он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход.»Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг», – сказал Д. И. Писарев. Нужны ли такие люди как Базаров обществу. Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не меньше чем Гамлеты, Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Если отойти от этого абстрактного понятия «нежности обществу», мы увидим, что Базаров приносит достаточно много реальной пользы: он занимается естественными науками, работает медиком, следовательно, напрямую помогает людям. Но он не может найти в этом обществе собственную нишу. Он оказывается одинок.
Для него нет возможности полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему стремиться.»А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, – стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно.»