Основной темой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является борьба двух противоположных “лагерей”: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, “отцов” и “детей”. Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа — “Отцы и дети”.
Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей — это и типичные представители лагеря “отцов” — Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы “молодой” идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.
С огромным интересом мы, читатели, наблюдаем за положительными и отрицательными сторонами характера героев, за их успехами и неудачами, за соответствием или несоответствием их современной им эпохе. Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.
Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы, на страницах его прозы — масса описаний, подобных следующему: “все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы...”. И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе “Отцы и дети” рисует картину действительности — русскую деревню с “низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”, с “покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами”, с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.
Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатериновского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках, как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...”.
Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные
Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с “красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре”, с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, замечает Базаров, прячутся “скот плохой и лошади разбитые”.
Главный герой — нигилист, “новый человек” — Евгений Базаров заявляет: “природа не храм, а мастерская...”, но этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта (достаточно вспомнить голодных детей, ловящих за копейку лягушек для опытов Базарова, и вечно пьяных от безысходности мужиков) автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...
Эти картины подспудно убеждают нас в ложности воззрений Базарова: природа — храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним способно принести человеку истинное счастье. Будучи по своим убеждениям близким к лагерю отцов, Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова, человека, замечающего и обожающего красоту природы, человека, не понимающего, “как можно не сочувствовать природе”
Задумываясь над финалом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важ- нее всей “полезной” деятельности Базарова. Глупая и скоропостижная смерть героя — не от революционной борьбы, а от трупного яда, попавшего ему в кровь во время одной из операций, — заставляет задуматься: “А нужен ли был такой человек своей эпохе?”.
В финале романа на могиле нигилиста и революционера Базарова мы видим не толпу последователей, а лишь две сгорбленные фигуры его стариков-родителей и... вечно спокойную, равнодушную природу: цветы и траву, “глядящую своими невинными глазами”, напоминая о вечной, бесконечной жизни. Описывая могилу Базарова, так яростно отрицающего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: “Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям...”. Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы — самого удивительного из всего того, что есть на свете.