До революции большинство писателей и поэтов были представителями дворянства, так как дворянство являлось средоточием культурной и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родо вое гнездо. Естественно, что писатели не обошли стороной проблему “родового гнезда”, своей малой родины. Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в “Евгении Онегине”, у Гончарова в “Обломо-ве”, у Тургенева в “Дворянском гнезде” и, конечно, в “Отцах и детях”.
Наибольшее развитие тема дворянской усадьбы получает у Гоголя в “Мертвых душах”. Он связывает возрождение России с приведением в порядок дворянских хозяйств. Но со времен Гоголя до тургеневских положение имений в стране не изменилось.
В романе “Отцы и дети” мы встречаем описание трех дворянских усадеб: Марьина, Никольского и небольшого имения Базарова.
В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: поля, поля, низкие кустарники — все серое, неприглядное, мужики оборванные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяина. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей, который стоит на ровном и голом поле, служб и фермы, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сирени и акаций. Эти сирень и акации свидетельствуют о чистоте его души. А саму беседку можно сравнить с “храмом уединенного размышления” у Манилова. В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается как надо — они обленились, и приказчик — большой плут. Но Николая Петровича нельзя осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйства. Жизнь в доме Николая Петровича проходит размеренно, без потрясений. Все конфликты хозяин сглаживает, как может. Крестьяне под стать хозяину, мягкие, даже ленивые. В доме Николая Петровича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Базаров.
После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался более приспособленным к практической деятельности, и ферма начала приносить доход. Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вывести из упадка молодыми силами и умом; он, как и Гоголь, предлагает свой путь спасения. То же самое происходит и в Обло-мовке у Гончарова: стоит появиться молодому практичному хозяину, как он заражает энтузиазмом мужиков или просто заставляет их действовать, а не спать. Усадьба Одинцовой полностью отражает характер хозяйки. Темные деревья сада, аллея стриженых елок — все дышит холодностью и расчетом,
Самое скромное и бедненькое имение в “Отцах и детях” — у Василия Ивановича Базарова. Оно даже принадлежит не столько ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Им принадлежала небольшая деревушка и господский домик, с соломенной крышей и шестью маленькими комнатками, флигель же служил баней. Зато этот крошечный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцовой. Маленький домик окружен березовой рощей. Именно в имении своего отца Базаров впервые ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой деревне были немного распущены, но добры. Василий Иванович жил не за счет доходов от своей деревни, а за счет лечения людей.
Из описания дворянских усадеб в произведении “Отцы и дети” можно сделать вывод, что они приходили в упадок; в них жили люди, отрезанные от Петербурга и от всего остального мира. Это своего рода Обломовки — тихие, спокойные, сонные уголки, где жизнь почти не движется. Но автор надеется на лучшее, может быть, он, как и Гоголь, хотел показать способы возрождения России, а для этого нужны люди с сильной волей и глубоким умом (хотя даже Аркадий, которого нельзя назвать человеком с сильной волей, смог справиться со своим хозяйством).
А пока существуют такие уголки, автор и в них старается уловить что-то хорошее: людей, любящих красоту, как Николай Петрович, или приносящих пользу, как Василий Иванович. Автор любит этих людей, любит русскую природу и русских мужиков.