В романе «Отцы и дети» изображен конфликт главного героя - Базарова - с обществом, в котором он оказался. Базаров представлен в романе как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Все другие - люди старшего поколения: это и «старички» братья Кирсановы, и все, кто не разделяет революционно-демократических убеждений Базарова (Аркадий, Одинцова, Кукшина, Ситников). Тургенев показывает, как «действует» демократ-разночинец Базаров в чуждой ему среде. Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с другими героями романа. Причем каждая из конфликтных ситуаций, в которую ставит Базарова автор, - это всякий раз новое испытание героя на стойкость его демократических убеждений и на высокое звание настоящего человека.
Сюжет романа не имеет завязки, т. е. в романе нет такого события, которое являлось бы причиной всех столкновений Базарова. Завязка (как в «Горе от ума» А. С. Грибоедова) состоит в том, что Базаров оказался рядом с людьми, чуждыми ему по складу ума, по убеждениям, по образу жизни.
Основное направление в развитии сюжета - углубление и расширение социального конфликта. Композиционно это проявляется в том, что с каждым новым столкновением, во-первых, увеличивается круг лиц, с которыми спорит Базаров, во-вторых, появляются все новые и новые вопросы, по которым мнение Базарова не совпадает с мнением его антиподов:
* взаимная неприязнь Базарова и Павла Петровича, обнаружившаяся при первой же их встрече;
* спор Базарова с Павлом Петровичем о принципах и чувстве человеческого достоинства, о нуждах русского человека и об отношении к нему, о том, что полезно и бесполезно для блага общества, о настоящем и будущем России;
* столкновение демократа Базарова с аристократкой Одинцовой, свидетельствующее о том, что Базаров и в труднейших ситуациях не может поступиться человеческим достоинством;
* столкновение демократа Базарова с Кукшиной и Ситниковым, примазавшимися к демократическому движению, чуждыми ему;
* «столкновение» Базарова с родителями;
* новое столкновение с Павлом Петровичем (дуэль);
* столкновение с Аркадием и полный разрыв с ним.
Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова рассматриваются автором как самая блестящая победа Базарова: «Умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг». «В самой композиции романа нашла свое отражение русская действительность в период падения крепостного права, борьба двух исторических тенденций, двух возможных путей общественного развития. Причем действие романа ведет Базаров; он выступает почти во всех сценах романа, он, а не дворянская среда и ее герои, все равно - положительные или отрицательные, составляет первый план повествования; с его смертью «Отцы и дети» заканчиваются.
Уже в самом композиционном расположении образов романа отразилась смена
Вывод. Все испытания, которые Базарову предстояло выдержать, он выдержал блестяще: ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не уронил своего человеческого достоинства. Иногда Тургенева упрекают за противоречия между убеждениями и поступками Базарова. «К числу противоречивых черт личности тургеневского героя относят обычно противоречие между его высказываниями о любви и вспыхнувшим в нем большим чувством к Одинцовой. Но по существу Тургенев показывает здесь не противоречие между словом и делом, не свойственное Базарову, а просто победу жизни над некоторыми предвзятыми понятиями. При желании можно оценить изображение
победы романтического чувства над нигилизмом как иронию писателя. Но подлинный смысл ситуации состоит как раз в обратном. Тургенев… стремится не унизить Базарова, а, напротив, возвысить его, показать, что в этих, казалось бы, сухих и черствых нигилистах таится гораздо более мощная сила чувства, чем в рассиропившемся перед Катей Аркадии. Любовь последнего Базаров определял кратко: «бламанже».
И уже совсем нелепо связывать с неразделенной любовью, со смятением чувств тот факт, что Базаров не взял с собой адский камень, когда поехал в деревню анатомировать труп крестьянина. Адского камня он не взял с собой просто по житейской неопытности: не мог предположить, что у деревенского врача его нет. Базаров не выдержал «столкновений» с самим автором, которые даны в романе как подтекст, как «подводное течение». Столкновений этих два:
* Тургенев опровергает тезис Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», изображая в романе природу как храм (описания осиновой рощи, сельского кладбища, могилы Базарова, вечной, неумирающей красоты природы).
* Тургенев показывает готовность Базарова действовать в духе своих демократических идей, т. е. разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается. Таким образом, Тургенев, утверждая победу демократа Базарова над аристократами, любя своего героя за то, что у него слово не расходится с делом, за то, что он в любой ситуации остается самим собой, не признает того дела, для которого Базаров себя готовил. Поэтому писатель «заставляет» своего героя умереть.