Жизнь И. С. Тургенева, знаменитого русского писателя, проходила в одну из самых насыщенных эпох в жизни России. Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца - разночинца-демократа, человека дела, стремящегося к борьбе во имя изменения общественного строя России. Образ, воплотивший в себе все эти черты, создал И. С. Тургенев в своем романе "Отцы и дети".
В главном герое - Базарове - Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен - характерная черта разночинца-демократа. Он просвещен в области медицины, химии, физики, анатомии, зоологии. Просвещенность Базарова во многом революционна. Базаров стремится все подчинить труду. Даже природу он понимает по-своему. Она для него не предмет созерцания, а мастерская.
Борьба без труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базарову. Человек должен гордиться своим трудом. "Мой дед землю пахал", - говорит Евгений, не стыдясь, а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Все, чем живет Базаров, чем дышит и над чем размышляет, - все это дали ему борьба, труд, земля, на которой родился Евгений, народ, его воспитавший.
Идейная убежденность Базарова, его страстность борца и бунтарская натура во многом проверяется в полемике главного героя с представителем реакционного лагеря "отцов", защит -ником устоев дворянско-крепостнического строя Павлом Петровичем Кирсановым. Он "нигилист", - так назвал Базарова Аркадий. Именно эти слова возбудили непримиримый спор между старым и новым, между "отцами" и "детьми". Кирсанов увидел в "нигилисте" врага, причем опасного. Кирсанов только ждет момента, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и вески. Немногословный Базаров побеждает "отцов" своей передовой идеологией, своим талантом вести полемику, показывая противнику в своей речи такую твердость и решительность, какая свой-ственналишь дерзающему и мыслящему человеку.
Базаров стремится найти в своей борьбе единомышленника. Он хочет свои мысли передать Аркадию, однако пони
Характерно отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель земли, а еще и созидатель, творец, ваятель всех богатств, которыми владеет человечество. Народ для Евгения - друг. "Ну, что, приятель, заждался меня..." - ласково обращается Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне считают Базарова странным, он все же для них "свой". Базаров родился на земле, что взлелеяна руками крестьян. Может, от него, от своего народа и получил в наследство Евгений страстное и бунтарское сердце.
Базаров - любящий, уважающий сын. Родители очень любят Евгения, он у них единственный. Родители героя набожны. Однако, отрицая религию вообще, Базаров не отрицает ее в своих родителях. Родители, мать особенно - самое святое для человека. Поэтому Евгений любит и уважает своих родителей. И в этом - пример многим нашим современникам.
Своеобразно отношение Базарова к женщине. "Базаров при всем своем нигилизме любил хорошеньких женщин, но любовь, уже следуя своим принципам, отрицал". "Белиберда и болезнь" - вот что такое любовь по разумению Базарова. Однако Одинцову Базаров полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности. Базаровпонял, что он не один. Значит, действительно, есть в России люди, честь и правда, борьба и труд для которых - главное в жизни.
Мечта Базарова сбылась. И мы - этому живые свидетели. Мы живем в обществе, где, как мечтал Базаров, будут царствовать демократия, равноправие, счастье и труд. Образ Базарова обладает огромной нравственной силой: в нем мы видим утверждение идей справедливости и добра.
И думается, что Евгений Базаров, будет для молодежи примером беззаветного служения своему народу и Отечеству.