Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.
В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Керсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его истории, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повествуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объяснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение. Смысл этой истории заключается в следующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала ответила ему взаимностью, потом охладела, снова влюбилась и снова охладела. После ее смерти Павел Петрович поселился в деревне и стал вести аристократический образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения ».
Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Правда можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина... - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась». «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...»
Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не понимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!", "Какой я смирненький стал...". Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что "в обоих молодых людях... произошла перемена. В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало...". Тайный психологизм И. Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: "... его мучило и бесило..." и от него "... он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью...".
Базаров считает, что он создан для "горькой, терпкой, бобыльной жизни..."
Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: "Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..." Он не пытается играть чувствами
И. С. Тургенев был сторонником "тайной психологии", считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами "внешнего обнаружения психологии". Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: "...лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца... Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп... Ведь вот ты, - прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, - ты, умница, есть у тебя жена?
- Жена-то? Есть. Как не быть жене?
- Ты ее бьешь?
- Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем.
- И прекрасно. Ну, а она тебя бьет?
Мужик задергал вожжами.
- Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить... - Он, видимо, обиделся.
- Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили... вот оно что значит быть образованными людьми".
Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и "лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Возможно, тот порез, ставший роковым в жизни Базарова, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озлобился, а понял и простил любимую женщину.
Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели». Можно не соглашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родителям, но любовь его к Одинцовой открывает перед читателем такую сильную и искреннюю натуру, что невольно проникаешься симпатией к этому герою.