Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева «Отцы и дети» подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного этапа русской жизни. Появление романа в печати вызвало невиданные еще в истории русской литературы ожесточенные споры. Причина этого — и сама напряженнейшая историческая эпоха, отразившаяся в романе, и замечательное умение писателя обнаружить в русской жизни зарождение новых социально-психологических типов, которые становились подлинным открытием для читателей.
Замысел романа был подсказан идейным расколом, который незадолго до этого произошел в «Современнике». Тургенев не мог не запомнить слова Добролюбова о его предыдущем романе — «Накануне»: «…теперь каждый ждет, каждый надеется, И дети теперь подрастают,
Споры о романе были сосредоточены прежде всего вокруг Базарова. Критик «Современника» М. А. Антонович воспринял героя романа как клевету на молодое поколение, как «карикатуру». Д. И. Писарев, напротив, восторженно принял Базарова как представителя разночинной интеллигенции. Решение сложной проблемы, связанной с истолкованием романа «Отцы и дети», зависит в немалой степени от решения двух вопросов: насколько правдиво нарисован Тургеневым новый тип русской жизни, воплощенный им в Базарове, и каково авторское отношение к этому герою.