1. Время создания романа «Отцы и дети».
2. Столкновение представителей отцов и детей.
3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?
Я попытался представить конфликт двух поколений.
И. С. Тургенев
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в печати в 1862 году. Это было время, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда среди русской молодежи назрела переоценка старых ценностей, когда в литературу пришел герой-разночинец. Роман был создан в годы перелома, в годы, когда готовилась и проводилась крестьянская реформа. Писатель показал очень важный момент в жизни российского общества XIX века — идейную борьбу между отцами и детьми, новым поколением демократической разночинной интеллигенции.
Начинается произведение с того, что в имение Кирсановых вместе с Аркадием, сыном Николая Петровича, приезжает его друг, студент Евгений Базаров. Все в нем необычно: внешность, одежда, «развязная» манера держаться. Это настораживает родственников Аркадия. А когда Базаров говорит, что он нигилист, то со стороны Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия, наблюдается сначала неприязнь, а затем открытое противостояние. Так назревает конфликт в романе.
Да, Базаров и Павел Петрович спорят о нигилизме, аристократизме, о практической пользе. Но скоро выясняется, что Павел Петрович слабый противник для Базарова. Все речи Павла Петровича всего лишь слова, не подкрепляемые никакими действиями. Поэтому, когда Базаров бросает упрек в адрес Павла Петровича по поводу его безделия, то оказывается справедливым. Вся его (Павла Петровича) предшествующая жизнь — это путь сплошных удач, данных ему по праву его рождения, но первая же трудность — неразделенная любовь — делает Павла Петровича ни на что не годным. Убеждений у Павла Петровича нет, как отметил критик Д. И. Писарев. В качестве убеждений он пытается продемонстрировать свои принципы на деле. Все «принципы» Павла Петровича сводятся только к тому, чтобы соблюдать внешние приличия и усилия, чтобы считаться джентльменом. Сущность Павла Петровича — это форма без содержания. Несмотря на внешнее противостояние, Павел Петрович и Евгений Базаров похожи. Павла Петровича интересует внешняя сторона вещей, но подобное можно сказать и о Базарове. То же пристрастие к внешним эффектам: балахон, бакенбарды, развязная манера общения. Базаров отрицает все то уродливое, что есть в Павле Петровиче, но он впадает в крайность. И. С. Тургенев с самого начала хочет провести мысль, что нигилизм — это порождение пороков старшего поколения. А философия Базарова — отрицание жизненных установок «отцов». Писатель показывает, что на отрицании нельзя ничего построить в том числе и философии, потому что жизнь опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Настоящий достойный противник Базарова — Николай Петрович Кирсанов. Он, хотя и не вступает в словесные споры с вождем нигилистов, но его поведение, его широта души не согласуются со всеотрицанием Базарова. Николай Петрович мог бы вступить в словесную дуэль с Базаровым, но он понимает, что его аргументы для Базарова будут неубедительны. Оружие Базарова в споре — логика, софистика. Те знания, которые есть у Николая Петровича, нельзя передать словами, человек должен сам их почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о поэзии, о природе, для Базарова — пустой звук, потому что для понимания таких вещей необходимо им
Д. И. Писарев писал: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг». Да, смерть Базарова героична, он не струсил, не обманывал себя. Нас привлекает человечность его поведения. В момент смерти проявились и сила воли, и мужество героя. В этом есть доля романтики. Базаров произнес Одинцовой слова: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...». Перед лицом неизбежной гибели он отметает все ненужное, наносное, чтобы оставить главное. Главным оказывается любовь к Одинцовой. В последней сцене — описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, — мы видим: то, что отрицал Базаров, приносит ему покой. Это природа, это родители, которые подарили ему жизнь и безумно любили его. Все второстепенное осталось в стороне. Существуют только природа, которую наш герой хотел превратить в мастерскую, и родители.
И. С. Тургенев в своем романе поднимает очень важную проблему человеческого бытия. Есть вечные основы жизни, духовные ценности, не подверженные веяниям времени. Если человек пытается их изменить, то он многое утрачивает и не получает ничего взамен.
В образе Базарова Тургенев воссоздал представителя нового поколения. Писатель пытался понять, кто же эти «новые люди». И ему удалось как художнику, как мыслителю «...точно и сильно воспроизвести истину».
Автор в романе противопоставил два поколения «отцов» и «детей». Проблема их взаимоотношений очень серьезная. И если человек осознает свои корни, свою глубокую связь с прошлым, то это даст ему возможность шагать в будущее.