В повести ” Первая любовь ” писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Главное в нем – это искренность, взволнованность и лиризм в выражении чувств: “Это единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…” Повесть делится на главы. Это определяется авторским замыслом – рассказать о чреде событий юности героя, которые запомнились ему с детства. Каждая глава имеет свой микросюжет. В 12 главе рассказывается о кульминации развития чувства любви рассказчика. Именно в этой главе он пережил чувство лучше которого у него не было в жизни.
Эта глава существенно дополняет наше представление о героях. Зинаида несмотря на кажущееся легкомыслие способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от “незаконности” своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип “тургеневской девушки” – ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.
А о главном герое лучше говорят его же собственные слова: “Я был еще ребенок”.
Сюжет построен на драматическом процессе рождения чувства в детской душе. Сцена описанная в 12 главе очень важна в развитие сюжета и является кульминационной.
Кроме того, в этой главе автор с особой силой утверждает свою точку зрения:”только любовь вызывает расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое”. Его герой уже взрослый человек, переживший многое в свои годы , но именно то, пережтое тогда, в 16 лет чувство он называет блаженством и утверждает, что оно уже не повторится. Способность человека глубоко любить Тургенев считалмерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.
Тургенев раскрывает характеры своих героев не прямо в их общественной деятельности, а в личной, интимной сфере. Герой обязательно должен состояться как личность.
Психологизм Тургенева называется “скрытым” или “тайным”, ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий герое, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.
Таким образом, можно сказать, что 12 глава с убедительностью и ясностью доносят до нас авторскую позицию.
Тургенев умел создавать портреты целого поколения в их наиболее характерных проявлениях. Вместе с тем он признавался много раз, что “никогда не мог творить из головы. Мне для того, чтобы вывести какое-нибудь вымышленное лицо, необходимо избрать себе живого че
В образах “Рудина” современники Тургенева и исследователи его творчества находили черты многих реальных лиц. Тургенев не отрицал, что образ главного героя романа был связан с личностью Михаила Александровича Бакунина. В нем сказались также отдельные черты другого современника Тургенева, известного историка Т. Н. Грановского.
В Рудине много и глубоко личного, авторского. Тургенев писал С.Т.Аксакову в ответ на его отзыв о романе: “Мне приятно также и то, что вы не ищете в “Рудине” копии с какого-нибудь известного лица… Уж коли с кого списывать, так с себя начинать”. А Герцен прямо объявил, что Рудин — это “Тургенев 2-й, наслушавшийся философского жаргона молодого Бакунина”. Это лишнее свидетельство того, что образы тургеневского романа были портретами целого поколения. Например, в образах участников философского кружка Покорского органически соединились индивидуальные черты многих современников Тургенева.
Тургенев остро ощущал разрыв между высоким уровнем мысли передовой интеллигенции своего поколения и отсталостью России, требовавшей и коренных преобразований, и неутомимого труда. Сознанием необходимости полезной деятельности проникнуты суждения о том, что прежде всего нужно “пахать землю… и стараться как можно лучше ее пахать” (слова Лаврецкого из “Дворянского гнезда”). Позже, уже в пору развития капитализма в России, у Тургенева появляется герой, который основывает завод на справедливых, артельных началах (Соломин в романе “Новь”). Но герои тургеневских романов так и не преодолевают противоречия между мыслью и делом. Носитель высоких идей не становится в то же время деятелем практического склада.
В романах Тургенева мы не найдем разрешения всех вопросов и противоречий. Он считал, что главное дело художника — не учить, а понять жизнь и выразить ее в художественном творчестве. Но ведь уроки можно почерпнуть не только из готовых ответов, обнаруженная перед нами сложность жизни и ее противоречия побуждают к мысли и исканию собственных решений. Самая современность, злободневность тургеневских романов, жизненность их типов всегда способствовали спорам вокруг них, резкой полемике, вплоть до настоящего времени. Однако кое-что абсолютно достоверно: Тургенев никогда не грешил против логики созданного им характера, оставаясь верным художественной правде.