Сочинения по литературеТургенев И.С.РудинОбраз главного героя романа И. С. Тургенева «Рудин»

Образ главного героя романа И. С. Тургенева «Рудин»

Доброе слово тоже дело.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев обладал редкой способностью улавливать все новое, что появля­лось в современной ему жизни, и отражать это в своих произведениях. Поэтому В его романах всегда указано точное время действия.

В «Рудине» оно происходит в 30—40-е годы XIX века. Для русской интеллиген­ции это было время философских кружков (Станкевича, например), где звучали пламенные речи о науке и просвещении, о свободе человеческой личности, о буду­щем России, об искусстве и культуре. В романе упоминается кружок Покорского, о котором говорит Лежнев, вспоминая свои студенческие годы. На собраниях этого кружка и блистал своим красноречием тургеневский герой.

Впервые мы встречаемся с Рудиным в доме Д. М. Ласунской: «Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, с лицом неправиль­ным, но выразительным и умным, с жидким блеском в темно-синих глазах». Он сразу произвел на всех впечатление «человека замечательного», необыкновенного, хотя ничто, казалось, не располагало в его пользу: «он был так посредственно одет, о нем так мало ходило слухов». Но как он говорил!

Сначала Рудин изящно и легко побеждает в споре Пигасова. Потом говорит о просвещении, науке, смысле жизни — и никакой фальши! Его слова искренни, поэтичны и вдохновенны. Рудин преклоняется перед человеческим разумом и нео­граниченными возможностями личности. «Себялюбие — самоубийство, — говорит он, — но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого». Рудин вспоминает скандинавскую легенду: зимней ночью царь со своими воинами сидит в темном сарае вокруг огня; вдруг небольшая птичка влета­ет в раскрытые двери и вылетает в другие; царь сравнивает эту птичку с челове­ком, ведь его жизнь так же мимолетна. Рудин развивает эту мысль. Да, жизнь человеческая быстротечна, «но все великое совершается через людей».

Все присутствующие покорены красноречием Рудина. «Он умел, ударяя по од­ним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие».

Слушателям особенно нравится его увлеченность исключительно высокими иде­ями. Человек, по мнению Рудина, не должен подчинять свою жизнь только прак­тическим целям, только заботам о существовании. Без стремления отыскать «об­щие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса.

В этот первый вечер Рудин предстает незаурядной и светлой личностью. Но проходит немного времени, и Тургенев развенчивает своего героя. Увидев, как бла­гоговеет перед ним учитель детей Ласунской Басистов, Рудин как будто приблизил к себ

е молодого человека, но вскоре перестал им интересоваться. Тургенев замеча­ет: «Видно, он только на словах искал чистых и преданных душ». Рудин пытается давать практические советы Д. М. Ласунской, но она полностью доверяет своему управляющему. Рудин ей нужен для другого: он умеет не только говорить, но и слу­шать. С кем ей еще поговорить в деревенской глуши?Как и все тургеневские герои, Рудин проходит через испытание любовью. И не выдерживает его. В свое время Рудин разрушил счастье Лежнева. В ответ на при­знание друга Рудин развил бурную деятельность: стал вмешиваться в отношения влюбленных, поучать Лежнева, счел необходимым известить обо всем отца девуш­ки. В итоге молодые люди расстались, хотя Рудин этого вовсе и не желал. Он дей­ствовал из добрых побуждений. К нему самому большая любовь пришла довольно поздно, но ведет он себя с любимой девушкой не по-мужски. Первым признавшись Наталье Ласунской в любви, он в решительную минуту боится взять на себя ответ­ственность за их будущее и советует любимой покориться воле матери. Возможно, он и прав. Какой из него муж?!

Ни к какой практической деятельности Рудин не способен. После отъезда из дома Д. М. Ласунской он и учительствовал, и пробовал быть агрономом, и собирался одну реку в губернии превратить в судоходную.

Тургенев постоянно сравнивает Рудина с Лежневым. Вот кто умеет работать! Перевел крестьян в своем поместье на оброк, облегчив их положение и упрочив свое. Сам следит за хозяйством. И ума ему не занимать, и в людях прекрасно раз­бирается. Иногда кажется, что именно Лежнев и есть истинный герой романа. Но сам Лежнев опровергает это мнение. В конце романа он дает высокую оценку Рудину, ставит его выше себя. Во время их последней встречи Лежнев говорит Рудину, что тот, с его способностями, мог бы достичь многого, если бы захотел. Лежнев считает, что хотя сам Рудин и не осуществил ничего в жизни — в практическом, деловом смысле, хотя в нем много «блеску и треску», никто не вправе сказать, что он не принес пользы. Слова Рудина «заронили много добрых семян в молодые души».

Рудин был приглашен доживать свой век в поместье Лежнева, но поступил ина­че. Он отправился в Париж и погиб там в июне 1848 года на баррикадах.

Литературная критика относит Рудина вслед за Онегиным и Печориным к «лиш­ним людям». Мне трудно с этим согласиться. Такие люди, как Рудин, не были лишними. Рудин сделал, что мог. Другой бы примирился с действительностью, пустил бы корни «в жирную почву», а в нем все время горел «огонь истины» и не давал остановиться на месте. И закончу словами Лежнева о Рудине: «... за то, что в нем есть хорошего, будем же ему благодарны».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Образ главного героя романа И. С. Тургенева «Рудин»

Слов:771
Символов:5387
Размер:10.52 Кб.