Конфликт красоты и морали в романе Вайльда «Портрет Дориана Грея»
Роман «Портрет Дориана Грея» называют характерным произведением декаденткой прозы. И ни в чем декадентский характер мировоззрения самого автора не сказался так ярко, как в возражении нравственности искусства. Сама идея того, что красота и мораль не имеют ничего общего, является подпочвам характера Дориана Грея. Кто же впервые провозглашает эту идею, соблазняя ум э Дориана Грея. Лорд Генри Воттон - своеобразный демон-соблазнитель, язык которого преисполнен блестящих парадоксов. Язык этого эстета коварен, он не глуп, и мнимой простотой и изысканностью «простых» истин сковывает человека, делает невозможной наслаждение. Так вот, твердит лорд Воттон, если на пути к наслаждению возникает преграда, то ее просто следует отвергнуть.
Друг Дориана и автор его портрета художник Холлуорд старается нейтрализовать губительное влияние светского ловеласа, говорит, что лорд Генри лишь притворяется и он циник, поскольку стыдится своей целостности. По его словам, лорд Генри никогда не говорит ничего морального, и не делает ничего аморального. Однако страшное семя уже упало на грунт эгоизма Дориана Грея. Красота и наслаждение ста
новятся девизом жизни героя. А воплощением совести молодой человека стал портрет, написанный другом. С помощью портрета Дориан становится зрителем и судьей своей жизни. Именно его совесть будто живет отдельно от человека. Увлекшись притворной Кино, парадоксами, необычностью мысли, которая, однако, хорошо согласовывала с его стремлением к наслаждению для себя, Дориан Грей научился переступать через мораль, через судьбы и жизнь близких людей, так как у него не было больше душевного стержня, ведь это и есть совесть.Красота внешняя, молодость становятся для героя нормой, а на портрете обозначаются отвратительные поступки человека с обезображенной моралью. Что несет этот портрет? Красоту? Нет, он таит страшную истину: Дориан всю жизнь стремился к красоте и к наслаждениям, но стал чудовищем не только на портрете. Это ужасная расплата за пренебрежение моралью. Именно поэтому и не может герой смотреть на себя на настоящего. Стараясь убить мораль и совесть, он убил себя. И это символический конец. Это ответ на вопрос, возможная ли красота без морали. «Нет», - отвечает сам автор, возражая не только герою, но и декаданским принципам.