В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство - это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей.
Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце.
Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.
Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошее и чистое сердце, в эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Уайльд подчеркивает мысль, что только совесть способна контролировать жизнь человека, его поступки и хоть даже не исправлять их, но ставить в укор. Человек живет до тех пор, пока жива его совесть, которую способен уничтожить только он сам.Роман О. Уайльда «Портрет Дориан
О чем же роман? Прежде всего, о том, какая связь между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.
Так раскрывает Уайльд идею о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может привести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т.е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану.
О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию?