влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона, превращается в себялюбца и искателя удовлетворений. Постепенно человек и портрет будто обмениваются ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати лет остается извне неизменяемым, а вместо него стареет картина, на которой время, страсти и недостатки модели оставляют свои следы. Мотив «двойника», использованный в «Дориане Грее», в poмантичной литературе был острейшей формой выражения «двойственности мира». На границе столетий этот мотив возникает как итог раздумий о сложности, а временами и, «двойственности» человеческой личности.
В «Портрете Дориана Грея» Уайльд показал свою концепцию человека, в душе которого - и ад, и рай. В «Дориане Грее» двойником главного героя становится его портрет. Сам Дориан называет портрет «своим дневником». Фабульные границы романа обусловлены периодом этой двойной жизни человека и его изображения на полотне: рассказ о первой встрече Дориана и лорда Генри в студии Безила Холлуорда в день завершения работы над портретом - своеобразный пролог к действию, эпизод, в котором трое слуг Грея, которые вошли в комнату, увидели труп безобразного старика возле портрета прекрасного юноши, - лаконичный эпилог.
Впрочем, в романе Уайльда испытанию подвергается даже не сам герой как личность или психологический тип, а его мировоззрение, его идеологическая программа - «новый гедонизм» - философский принцип, согласно которому добро определяется как то, что является наслаждением и освобождено от страдания, а зло как то, что вызывает страдание. Лорд Генри Уоттон остается в романе лишь идеологом, а действующим протагонистом оказывается его ученик, который живет по программе, составленной учителем. Является ли доказанной эта идеологическая программа?
«Цель жизни - развитие собственного «я». Полностью реализовать свое естество - вот для чего существует каждый из нас» - убеждает Дориана Грея лорд Генри. Но дальнейшая жизнь Дориана является не раскрытием сущности человека, портрет которого нарисовал художник, а переформированием его души, что отображается на полотне. Это переформирование и приводит к той потере целостности, которую замечает даже лорд Генри. Образ жизни Дориана Грея - аморальный и развратный, и лишь привлекательность и странная неугасаемая красота этого человека не позволяют обществу окончательно отвернуться от него.Изменяется портрет, становясь еще более безобразным, но об этом не знает никто кроме самого Грея: он старательно прячет портрет в уютной комнате своего дома. Безил Холлуорд и Генри Уоттон - это «расщепленный герой», двуликий Янус зла,- зла, которое захватывает Дориана, разлагая его как личность. Безил воссоздает на картине физическую красоту
Другой системой отсчета истинности и обоснованности существования героя по законам, которые не совпадают с традиционной этикой, является ряд эстетичных убеждений автора романа. Доктрина эстетизма представляет собой, по замыслу Уайльда, сумму обязательных правил. Двадцать пять утонченных, остроумных афоризмов, помещенных в предисловии к роману, могут восприниматься как тезисное изложение авторского кредо. Предисловие и роман будто ведут диалог - афористически представленные положения эстетичной программы проходят испытание на прочность в фабульной части произведения: «Нет книг моральных или аморальных.
Есть книги хорошо написанные и плохо написанные. Вот и все». Понятие «прекрасное» и «красота» поставлено в предисловии на высочайшую ступень иерархии ценностей. Дориан красивый, и красота оправдывает отрицательные проявления его натуры. Герой наказывается лишь тогда, когда поднимает руку на воплощение прекрасного - вечное сочинение искусства. Поэтому гибнет герой, а остается жить прекрасный портрет. Таким образом, все будто согласовывается с теоретическими убеждениями писателя.
Вместе с тем, финал романа может иметь и другое толкование. Мертвый человек, который лежит на полу возле портрета, узнанный слугами лишь по кольцам на руках: вид мертвого Дориана антиэстетичный, а это позволяет даже в системе координат эстетизма прочитать приговор, кару за преступления, общий окрас которых - абсолютная аморальность, моральная индифферентность.
Красота в «Портрете Дориана Грея» уничтожает личность, так как это не настоящая красота, а дьявольская, и это доказывают ужасные метаморфозы портрета. Убитый Дориан становится таким безобразным, каким и должен быть, а портрет снова превращается в прекрасное сочинение искусства. Итак, писатель, вопреки собственной программе, показал не только душевный кризис героя, а и привел его к наказанию. Художник, который скрывался под маской эстета-денди, оказался выше, чем мыслитель и теоретик. Такой является сила творчества и искусства слова. Уайльд играл парадоксами, приводил противоречивые суждения, но в пределах художественного целого, созданного им, безобразное и аморальное никогда не побеждало.