Поэзия Фета заслуженно считается одной из вершин русской лирики. Стихи его наполнены удивительно тонкими образами, и несмотря на то, что темы лирики Фета сводятся к двум: описание красоты природы и любовная лирика, его стихи проникнуты глубоким психологизмом. И взаимопроникновение двух этих тем создает удивительные, тонкие и красивые стихи. Мир творчества Фета очень узок, в него не допускались грязь и зло жизни. Стихи Фета легки и изящны. В них утверждается основная мысль всего творчества поэта: жизнь природы и человеческой души — это неразрывное единство, одна не может существовать без другой.
Поэзия Фета удивительно музыкальна, многие из его стихов положены на музыку. Фет воспевает любовь и красоту в каждом своем стихотворении. Описание природы в его стихах удивительно тонко, поэзия Фета передает неуловимые изменения в природе, и в его стихах все живое отражается в движении.
В 1857 году Фет написал стихотворение «Еще майская ночь...», которое может с полным правом считаться одной из вершин его лирики. Название стихотворения раскрывает его содержание. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, именно по этой причине во всем тексте произведения множество восклицаний:
Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!
Стихотворение начинается демонстрацией общей картины этой дивной ночи. Главная характеристика прекрасной майской ночи — это «нега». Ночь нежна, спокойна. Ее теплый воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю.
В майскую ночь герой Фета вспоминает о зимнем «царстве». Почему это проис-ходит? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег? А еще май «свеж и чист» своей юной, едва распустившейся зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не узнавшего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе:
Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь.
Во второй строфе стихотворения поэтическое пространство немного сужается. Автор уже вычерчивает более конкретные образы: звезды, соловьиная песня. Слова поэта противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное. 1ерой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, именно поэтому стихи Фета заключают в себе такую точность и одновременно неуловимость образов, удивительную лиричность и красоту в описании природы.
Фет и его лирический герой стремятся постичь красоту и таинственность этой чудесной ночи, и стихотворение обретает все большую точность, приближаясь к пейзажной зарисовке:
Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.
Как
В этих строках Фет подчеркивает женственность природы, воспевает ее гармонию и красоту:
Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть.
В этих строках заключена основная идея стихотворения, раскрываются образы, очерченные тонким намеком («тревога и любовь», «радостен и чужд ее убор»). Лирический герой испытывает счастье, восхищение — но при этом и тревогу, и отчаяние. И эта тревога, так непонятная в чудесную и тихую майскую ночь, рас-крывается в последних строках. Лирический герой Фета боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Мне кажется, Фет страшится и того, что его Муза, его способность чувствовать природу, может покинуть его, исчезнуть, раствориться в этой майской ночи.
Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» датируется 1857 годом. Это сти-хотворение — шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, . В песке купаяся, трепещет.
В этих строчках перед читателем предстает обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости:
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:
Две капли брызнули в стекло, Отлип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.
Это стихотворение поражает своей простотой и образностью. Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
Лирика Фета — это загадка. Удивительное сочетание простоты и образности поражает читателей и по сей день. Благодаря его стихам мы тоньше воспринимаем мельчайшие изменения природы. И рассмотренные выше стихотворения — лишь очередное доказательство удивительно тонкого мастерства поэта.