Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание ночи и природа ночью красива. Автор не использует глаголы - это придаёт стихотворению большую выразительность и красоту. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение. Заканчивается 1 строфа и вторая продолжает её, заканчивается вторая - продолжение третья строфа. Как будто небольшие кадры.
Стихотворение очень красивое, певучее, хочется придумать к нему музыку и спеть.
Вокруг данного стихотворения было очень много споров люди воспринимали его каждый по-разному : многие считали, что это лирическое произведение "чистой воды",что оно в пору потрясения воспевать трели соловья. Стихотворение это четкое, прозрачное, меткое, действие которого происходит на лугу, не далеко от ручья, на природе. Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну, свежесть вливается в легкие. Хочется остаться там навсегда, никогда не уходить оттуда.
"Шепот, робкое дыханье" - само название говорит само за себя. Шепот это что-то очень тихое, что-то, чтобы не нарушить тишину. Робкое дыханье - тихое дыханье схоже с шепотом. Это все для того, что бы не нарушить "жизнь" природы, её состояние.
Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период. Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту, аккуратность необыкновенной природы. В стихотворении олицетворяется ручей. Этим автор хочет показать то, что природа живет и дышит. Дышит каждой травинкой и каждый листиком, каждой капелькой росы или ручья. И то, что люди не считают её живой это неправильно. Даже когда наступает ночь - все живёт, живёт своей не каждому понятной жизнью. Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации, например одна их них "свет ночной".Ночью практически не бывает света. Ночью наступает тишина, покой и темнота.
Наряду с таким заурядным стремлением к достатку у этого человека был незаурядный поэтический дар. Всю жизнь, а умер Фет в возрасте 72 лет, он не переставал создавать то, что сегодня мы называем великой русской литературой, сокровищницей нашей поэзии:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Первый лирический сборник стихов поэта «Лирический пантеон» вышел только в 1840 году. После выхода книги к нему быстро приходит известность. Но она была недолгой. Интерес к поэзии во второй половине 40-х годов резко падает. В 1845 году Фет поступает на военную службу, так как понимает, что занятие литературой не принесет денег. Через 13 лет он выходит в отставку в чине майора. За два года до этого он вновь начинает писать стихи, устанавливает дружеские отношения с литераторами «Современника» (Н. А. Некрасо
Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным... Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена».
Ряд стихотворений Фета написан в традиции романса:
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит,
Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит...
...И чем ярче играла луна, И чем громче свистел соловей,
Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней...
В выборе образов Фет бывает порой удивительно смел:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет,— и плачет уходя.
Но к 60-м годам Фет оказывается на периферии литературы и еще раз резко меняет свою судьбу. Он становится помещиком, почти не пишет стихов. Всецело отдается земледелию, хозяйственным хлопотам. В 1873 году вышел долгожданный указ о присоединении Афанасия Фета к роду Шеншиных. Фет начинает обладать всеми правами дворянина. Сменив имение, после длительного перерыва он снова начинает писать стихи. Он дает им название «Вечерние огни». С поэтом происходит чудо. На старости лет он пишет вполне юношеские, свежие стихи. Они полны зоркости, остроты восприятия, благоговения перед красотой природы:
И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этвй шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого «чистого искусства». Он утверждал, что красота — единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами.
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Героиня этого стихотворения — Татьяна Берс, сестра Софьи Андреевны Толстой. Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: «Когда вы поете, слова летят на крыльях». Фет оказал огромное влияние на последующее развитие русской поэзии. Он — как бы мост от Державина и Батюшкова к Блоку, которого роднит с Фетом поэтический максимализм. Тонкая поэзия Фета будет жить вечно, его стихи и песни приняты в любых социальных слоях нашего общества. Они стали частью этого общества, неотъемлемой частью, как луна и звезды.