Гюстав Флобер известен как автор прежде всего романа «Госпожа Бовари». Так же романами «Воспитание чувств» и историческим «Саламбо». Писатель работал уже во 2 половине 19 века (50-60 гг). Был близко знаком с матерью Ги де Мопассана. По существу был учителем. Флобера считали великим мастером стиля. Несмотря на это, к членам французской академии «бессмертных» он не попал. Тогда там были известные писатели Анатоль Франс и Эдмон Ростан.
Флобер обращался к жизни рядового человека. В эпоху, когда читательские вкусы формировали романтики, Флобер казался абсолютно противоположным автором. Никаких эффектных сцен, событий, злободневных вопросов, ярких характеров в его прозе не было. Напротив, он говорил о жизни французской провинции, о людях средних, не выдающихся.
В романе «Госпожа Бовари» Флобер ставит в центр судьбу молодой женщины Эммы. Здесь автор наверное больше ориентируется на Сервантеса, который поставил в центр не рыцаря, а антирыцаря, который пытался воплотить отнюдь не жизненные, а заимствованные представления. Нечто подобное происходит с Эммой.
Эмма Бовари глубоко несчастлива, потому что её, как ей кажется идеальные, представления не совпадают с жизнью. Разлад с действительностью у Флобера приобретает особую окраску.
Эмма – дочь зажиточного горожанина, воспитана в монастыре, как многие, для подготовки к будущее семейной жизни. Её жизнь скрашивается только чтением, это была единственная отдушина. То, что доставляют девицам в монастыре в качестве духовной пищи, не выносит критики – это романы из светской жизни, суть которых сводится к любви, ожидании встречи. Рисовались пышные туалеты, драгоценности, балы. Эта вымышленная, не имеющая ничего общего с реальностью, действительность была для Эммы истиной. Она страдала, т. к.вернувшись домой ничего из прочитанного не было.
Маленький город, где её осуждали за то, что к мессе она надевала шёлковое платье. Дома пожилой отец. Замужество кажется выходом. Здесь происходит знакомство с Шарлем Бовари. Девушка привлекла его своей необычностью, утончённостью. Для Эммы сватовство – это возможность поменять обстановку. Но и став дамой, она ведёт всё тот же образ жизни. Рождение ребёнка не пробуждает материнских чувств. Эмма остаётся мечтательницей.
Однажды
Судьба складывается так, что Шарлю предлагают переехать в другой город. Флобер описывает обитателей городка ровно, без иронии. Дамы, местный оракул – аптекарь Оме – мудрец, авторитет, редкостный пошляк. Здесь Эмму ждут испытания. В её жизнь входят два любовника – Родольф Буланже и Леон Дюпюи. Поначалу она видит в них перст божий, они воплощение ума и страсти. Но оба Эмму обманывают. Они используют её безрассудство, доверчивость, наивность, недалёкость, превращают её в источник доходов. Она оплачивает долги, берёт займы под процент, а отдавать нечем. Один бросает её, возвращается первый. Тянется ложь. Нужно скрываться от Шарля. Эмма чувствует, что она в безвыходном положении. Поняв, что пышной любовной жизни не будет, она решает красиво умереть.
Смерть быстрая, лёгкая способна пробудить страдания, восхищение и сожаление. Однако Флобер отказывает Эмме даже в этом. Она крадёт у аптекаря мышьяк. Флобер специально изучал симптомы при отравлении. Он в деталях описывает долгие мучения. Это смерть жалкая и отвратительная. Это иллюзия, заблуждения, снятие всяких романтизированных представлений – принцип Флобера.
Шарль, по-настоящему любивший жену, спивается. Молодая дочь, не знавшая ласки и тепла, вынуждена зарабатывать на кров, став работницей на фабрике. Флоберовский метод автор сам декларирует как стремление к абсолютной объективности. Он говорил о своём тождестве с Эммой. Человек, который так трезво видит действительность и его ослеплённая, дезориентированная героиня. Возможно, он хотел сказать, что им в одинаковой мере присуща острота переживания жизни. Флобер писал произведение долго. Когда говорил об агонии, его самого почти без сознания вынимали из-за стола.
Вместе с тем, у Флобера роман очень жёстко выстроен, тщательно продуман. Например, он рисует день, когда Эмма и Родольф Буланже проводят вдвоём. Для неё это вершина счастья. Фон – с/х выставка, награждения. Это эмоциональный контрпункт.
Флоберовские традиции были усвоены и переосмыслены Ги де Мопассаном.