Сочинения по литературеБулгаков М.А.Собачье сердцеЖивучесть "шариковщины" как социального и морального явления

Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления

Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст. Удиви-

тельный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея

Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пас-

тернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже-

ницина, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та-

ких,как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симо-

нов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя-

тослав Рихтер... Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова

русским остромыслом и острословом.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест-

венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен-

ного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по

1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей

строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким

чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой):

"...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень

скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драть-

ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"

Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем

занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского

народа". Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Ди-

кий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в сво-

ем дневнике 26 октября 1923 года. Но "несчастье" не пришло к

русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя,

сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про-

изведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье "Грядущие

перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведени-

ях.

В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в

один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его

самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из

главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в

отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наи-

более четко, чем кто-либо из его современников, со всей опреде-

ленностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати -

как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь

Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме

жертвы свободой художественной мысли.

Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое-

го писательского долга - все это Мастер пронес через всю свою

жизнь.

Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его

палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова.

Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит ог-

лядки".

Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его люби-

мейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою -

Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.

Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Нас-

мешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а

впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый

стиль.

Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну

фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотри-

цания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной тради-

ции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): соци-

альная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безоб-

разна, что вполне могла казаться сверхъестественной.

Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое

отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что

вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.

Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует креп-

чайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Соз-

дав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы со-

общает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не го-

рят".

Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его са-

тира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологи-

чески достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину жи-

вописную и убедительную, недаром есть понятия "Булгаковская

Москва", "Булгаковский Киев".

На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднима-

ется в социально-философских повестях "Роковые яйца" и "Собачье

сердце", в которых много общего.

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предуп-

реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет

о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело-

века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности

, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою

убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед на-

сильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об от-

ветственности ученого и страшной, разрушительной силе самодо-

вольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утра-

тили своего значения и теперь.

Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности,

несет людям гибель, по новому выражается писателем в повести

"Собачье сердце".

Повесть "Собачье сердце" ,по моему мнению, отличается пре-

дельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать

так: свершившаяся в России революция явилась не результатом ес-

тественного социально-экономического и духовного развития об-

щества, а безответственным и преждевременным экспериментом; по-

сему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее

естественное состояние.

Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме пос-

редством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное

и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие

вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются

многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интере-

совавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегоричес-

ки. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.

Эту повесть, написанную в 1925 году автор так и не увидел

напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками

сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.

"Собачье сердце" - последняя сатирическая повесть Булгакова.

Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и

растоптана лже-критиками от "советской литературы", т.к. вышла в

свет лишь в 1987 году.

В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что проис-

ходило вокруг и что именовалось строительством социализма, восп-

ринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масш-

табам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершен-

ного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, ме-

тодами, к воспитанию теми же методами нового, свободного челове-

ка он относился крайне скептично. Для него это было таким вмеша-

тельством в естественный ход вещей, последствия которого могли

оказаться плачевными в том числе и для самих "экспериментато-

ров". Об этом автор своим произведением и предупреждает читате-

лей.

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую

повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная мос-

ковская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район

знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь

написаны "Роковые яйца" и "Собачье сердце". Здесь жили люди,

бли

зкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа

Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по

матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отра-

зился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллиген-

ции, который в окружении Булгакова назывался "Пречистинкой".

Булгаков считал своим долгом "упорное изображение русской

интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране". Он уважитель-

но-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени

профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры,

культуры духа, аристократизма.

Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уе-

диненно в прекрасной комфортабельной квартире. автор любуется

культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил

аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Гордый и величественный профессор Преображенский, который

так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики,

гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложе-

нию стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония

- сарказм в отношении процветающих непманов.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается

посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пере-

садив собаке часть человеческого мозга.

В Булгаковской повести по новому звучит тема Фауста, и она

также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь по

свершению ученый осознает всю безнравственность "научного" наси-

лия над природой и человеком.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит

фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рож-

дества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указыва-

ет на противоестественность происходящего, что это есть антитво-

рение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать,

что в "Собачьем сердце" уже просматриваются мотивы последнего и

лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.

Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова сос-

тавляют основу сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика,

автор безусловно использовал литературную традицию. И здесь ав-

тор идет вслед своему учителю Гоголю, его "Запискам сумасшедше-

го", где в одной из глав человек показан с собачьей точки зрения

и где говорится: "Собаки - народ умный". Близок автору великий

немецкий романтик Эрнест Гофман с его котом Мурром и умными

говорящими собаками.

Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно го-

лодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему

оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЕПа

с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясниц-

кой "с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят

собак", "где играли на гармошке и пахло сосисками".

Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблю-

дает жизнь улицы, делает умозаключения: "Дворники из всех проле-

тариев самая гнусная мразь". "Повар попадается разный. Например,

- покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас."

Он сочувствует бедной барышне - машинистке, замерзшей, "бе-

гущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках." "Ей и

на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в

столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек зав-

хоз украл...". В своих мыслях - представлениях Шарик противопос-

тавляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяи-

на жизни: "Я теперь председатель, и сколько не накраду - все на

женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо." "Жаль мне ее,

жаль. А самого себя мне еще больше жаль,"- сетует Шарик.

Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает:

"он умственного труда человек..." "этот не станет пинать ногой".

И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начи-

нает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова

- тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики изнич-

тожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теп-

лому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных ("Дни Турбиных")

писатель противопоставляет распадную Зойкину квартиру (комедия

"Зойкина квартира"), где идет яростная борьба за жилплощадь, за

квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и

пьесах устойчивая сатирическая фигура - председатель домкома? В

"Зойкиной квартире" это Портупея, достоинство которого в том,

что он "в университете не был", в "Собачьем сердце" он называет-

ся Швондером, в "Иване Васильевиче" - Буншей, в "Мастере и Мар-

гарите" - Босых. Он, преддомкома, - истинный центр малого мира,

средоточие власти и пошлого, хищного быта.

Таким социально - агрессивным, уверенным в своей вседозво-

ленности администратором является в повести "Собачье сердце"

преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек.

Он в сопровождении "товарищей" является к профессору Преобра-

женскому, чтобы изъять у того "лишнюю" площадь, отобрать две

комнаты. Конфликт с непрошенными гостями становится острым: "Вы

ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина." "Да, я не

люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович".

Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамс-

тво, самодовольство новых хозяев жизни. "Это - мираж, дым, фик-

ция", - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Но вот профессор совершает главное дело своей жизни - уни-

кальную операцию - эксперимент: он пересаживает псу Шарику чело-

веческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции

мужчины 28 лет.

Человек этот - Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет,

судился три раза. "Профессия - игра на балалайке по трактирам.

Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).

Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной".

В результате сложнейшей операции появилось безобразное,

примитивное существо - нелюдь, целиком унаследовавшее "проле-

тарскую" сущность своего "предка". Первые произнесенные им слова

были ругань, первое отчетливое слова:"буржуи". А потом - слова

уличные: "не толкайся!" "Подлец", "слезай с подножки" и.т.п. Это

был омерзительный "человек маленького роста и несимпатичной на-

ружности. Волосы у него на голове росли жесткие ... Лоб поражал

своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками

бровей начиналась густая головная щетка". Так же безобраз-

но-вульгарно он и "принарядился".

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, "основой"

которого был люмпен - пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя

хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между

профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люм-

пеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его

квартиры становится сущим адом. "Человек у двери мутноватыми

глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая ма-

нишку пеплом..." - "Окурки на пол не бросать - в сотый раз про-

шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В

квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она

жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!" - не-

годует профессор.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления

Слов:1710
Символов:16446
Размер:32.12 Кб.