Булгаков-писатель, как говорят, от бога, златоуст. Удиви-
тельный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея
Толстого, Максима Горького, Максимилиана Волошина, Бориса Пас-
тернака, Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже-
ницина, - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та-
ких,как Константин Станиславский, Василий Качалов, Рубен Симо-
нов, Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя-
тослав Рихтер... Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова
русским остромыслом и острословом.
Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест-
венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен-
ного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по
1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей
строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким
чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой):
"...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень
скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драть-
ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем
занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского
народа". Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Ди-
кий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в сво-
ем дневнике 26 октября 1923 года. Но "несчастье" не пришло к
русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя,
сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про-
изведениях. Наиболее ярко они запечатлены в статье "Грядущие
перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведени-
ях.
В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в
один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его
самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из
главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в
отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наи-
более четко, чем кто-либо из его современников, со всей опреде-
ленностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати -
как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь
Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме
жертвы свободой художественной мысли.
Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое-
го писательского долга - все это Мастер пронес через всю свою
жизнь.
Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его
палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова.
Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит ог-
лядки".
Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его люби-
мейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою -
Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Нас-
мешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а
впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый
стиль.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну
фантастического, фантасмогорического, тайну двоения и самоотри-
цания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной тради-
ции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): соци-
альная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безоб-
разна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое
отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что
вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует креп-
чайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Соз-
дав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы со-
общает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не го-
рят".
Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его са-
тира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологи-
чески достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину жи-
вописную и убедительную, недаром есть понятия "Булгаковская
Москва", "Булгаковский Киев".
На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднима-
ется в социально-философских повестях "Роковые яйца" и "Собачье
сердце", в которых много общего.
Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предуп-
реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет
о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело-
века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности
, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою
убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед на-
сильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об от-
ветственности ученого и страшной, разрушительной силе самодо-
вольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утра-
тили своего значения и теперь.
Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности,
несет людям гибель, по новому выражается писателем в повести
"Собачье сердце".
Повесть "Собачье сердце" ,по моему мнению, отличается пре-
дельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать
так: свершившаяся в России революция явилась не результатом ес-
тественного социально-экономического и духовного развития об-
щества, а безответственным и преждевременным экспериментом; по-
сему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее
естественное состояние.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме пос-
редством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное
и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие
вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются
многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интере-
совавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегоричес-
ки. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.
Эту повесть, написанную в 1925 году автор так и не увидел
напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками
сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
"Собачье сердце" - последняя сатирическая повесть Булгакова.
Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и
растоптана лже-критиками от "советской литературы", т.к. вышла в
свет лишь в 1987 году.
В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что проис-
ходило вокруг и что именовалось строительством социализма, восп-
ринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масш-
табам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершен-
ного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, ме-
тодами, к воспитанию теми же методами нового, свободного челове-
ка он относился крайне скептично. Для него это было таким вмеша-
тельством в естественный ход вещей, последствия которого могли
оказаться плачевными в том числе и для самих "экспериментато-
ров". Об этом автор своим произведением и предупреждает читате-
лей.
Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую
повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная мос-
ковская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район
знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь
написаны "Роковые яйца" и "Собачье сердце". Здесь жили люди,
бли
Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по
матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отра-
зился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллиген-
ции, который в окружении Булгакова назывался "Пречистинкой".
Булгаков считал своим долгом "упорное изображение русской
интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране". Он уважитель-
но-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени
профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры,
культуры духа, аристократизма.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уе-
диненно в прекрасной комфортабельной квартире. автор любуется
культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил
аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.
Гордый и величественный профессор Преображенский, который
так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики,
гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложе-
нию стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония
- сарказм в отношении процветающих непманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается
посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пере-
садив собаке часть человеческого мозга.
В Булгаковской повести по новому звучит тема Фауста, и она
также трагична, вернее, по-булгаковски трагикомична. Лишь по
свершению ученый осознает всю безнравственность "научного" наси-
лия над природой и человеком.
Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит
фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рож-
дества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указыва-
ет на противоестественность происходящего, что это есть антитво-
рение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать,
что в "Собачьем сердце" уже просматриваются мотивы последнего и
лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.
Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика-Шарикова сос-
тавляют основу сюжетной канвы повести. Создавая образ Шарика,
автор безусловно использовал литературную традицию. И здесь ав-
тор идет вслед своему учителю Гоголю, его "Запискам сумасшедше-
го", где в одной из глав человек показан с собачьей точки зрения
и где говорится: "Собаки - народ умный". Близок автору великий
немецкий романтик Эрнест Гофман с его котом Мурром и умными
говорящими собаками.
Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно го-
лодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему
оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЕПа
с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясниц-
кой "с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят
собак", "где играли на гармошке и пахло сосисками".
Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблю-
дает жизнь улицы, делает умозаключения: "Дворники из всех проле-
тариев самая гнусная мразь". "Повар попадается разный. Например,
- покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас."
Он сочувствует бедной барышне - машинистке, замерзшей, "бе-
гущей в подворотню в любовниковых фельдеперсовых чулках." "Ей и
на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в
столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек зав-
хоз украл...". В своих мыслях - представлениях Шарик противопос-
тавляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяи-
на жизни: "Я теперь председатель, и сколько не накраду - все на
женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо." "Жаль мне ее,
жаль. А самого себя мне еще больше жаль,"- сетует Шарик.
Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает:
"он умственного труда человек..." "этот не станет пинать ногой".
И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Начи-
нает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова
- тема Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики изнич-
тожили Дом как основу семьи, как основу общества. Обжитому, теп-
лому, казалось, вечно прекрасному дому Турбиных ("Дни Турбиных")
писатель противопоставляет распадную Зойкину квартиру (комедия
"Зойкина квартира"), где идет яростная борьба за жилплощадь, за
квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и
пьесах устойчивая сатирическая фигура - председатель домкома? В
"Зойкиной квартире" это Портупея, достоинство которого в том,
что он "в университете не был", в "Собачьем сердце" он называет-
ся Швондером, в "Иване Васильевиче" - Буншей, в "Мастере и Мар-
гарите" - Босых. Он, преддомкома, - истинный центр малого мира,
средоточие власти и пошлого, хищного быта.
Таким социально - агрессивным, уверенным в своей вседозво-
ленности администратором является в повести "Собачье сердце"
преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек.
Он в сопровождении "товарищей" является к профессору Преобра-
женскому, чтобы изъять у того "лишнюю" площадь, отобрать две
комнаты. Конфликт с непрошенными гостями становится острым: "Вы
ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина." "Да, я не
люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович".
Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамс-
тво, самодовольство новых хозяев жизни. "Это - мираж, дым, фик-
ция", - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.
Но вот профессор совершает главное дело своей жизни - уни-
кальную операцию - эксперимент: он пересаживает псу Шарику чело-
веческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции
мужчины 28 лет.
Человек этот - Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет,
судился три раза. "Профессия - игра на балалайке по трактирам.
Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).
Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной".
В результате сложнейшей операции появилось безобразное,
примитивное существо - нелюдь, целиком унаследовавшее "проле-
тарскую" сущность своего "предка". Первые произнесенные им слова
были ругань, первое отчетливое слова:"буржуи". А потом - слова
уличные: "не толкайся!" "Подлец", "слезай с подножки" и.т.п. Это
был омерзительный "человек маленького роста и несимпатичной на-
ружности. Волосы у него на голове росли жесткие ... Лоб поражал
своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками
бровей начиналась густая головная щетка". Так же безобраз-
но-вульгарно он и "принарядился".
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, "основой"
которого был люмпен - пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя
хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между
профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люм-
пеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его
квартиры становится сущим адом. "Человек у двери мутноватыми
глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая ма-
нишку пеплом..." - "Окурки на пол не бросать - в сотый раз про-
шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В
квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она
жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!" - не-
годует профессор.