Сочинения по литературеФонвизин Д.И.НедоросльПросветительские идеалы в комедии

Просветительские идеалы в комедии

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства

этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию

личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов,

является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между

чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался

образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил

Фонвизин, “...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих

отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем

государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания

просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо

отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.

Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань

моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на

голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и

поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”.

Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “...не оставляют двора... двор им полезен”, “...чины

нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что

-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство

Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не

пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются

радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над

крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные “...правила, которым следовать должны...” настоящие

дворяне:

1. “...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего

будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.

3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей

беглости ума”.

4. “...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.

5. “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в

чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.

6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по

числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает

деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет

нужного”.

7. “...Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого

зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела:

есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых

благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на

свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Просветительские идеалы в комедии

Слов:595
Символов:4325
Размер:8.45 Кб.