Умственное убожество, неразвитость Митрофана сказываются в том. что он не умеет пользоваться словом, связно говорить. Он выражается односложно: «Небось, брат», «Кака, котора дверь? », «Все к чёрту!» В его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных: «По мне, куда велят!
Сцены его занятий с учителями и «экзамена» ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание что-либо понять, усвоить новое. Голубятня, подовые пироги, сладкий сои и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные занятия. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким — матери и няньке. С учителями он не разговаривает, а «лается», по выражению Цыфиркина; преданную ему Еремеевиу называет «старой хрычовкой», угрожает ей свирепой расправой: «Уж я те отделаю! » Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит: «За людей приниматься! » Потерявшую и власть, и имение мать, в отчаянии бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: отвяжись, матушка, как навязалась! » Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные его качества.
Митрофан означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать. Это яркий тип избалова
Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки стало нарицательным. Самое слово «недоросль», означавшее до Фонвизина дворянского подростка, не достигшего 16 лег, стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего н ничего не желающего знать.
, «Да, того и смотри, что от дядюшки таска, «Нырну — так как звали! Основной тон его речи — капризный, пренебрежительный, грубоватый тон избалованного «маменькиного сынка, барчука, будущего деспота и самодура. Даже с матерью он говорит более чем развязно, а порой и дерзит ей.