Сочинения по литературеЧернышевский Н.Г.Что делать?ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "ЧТО ДЕЛАТЬ?"

ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "ЧТО ДЕЛАТЬ?"

Центральным

в романе является образ Рахметова — не

только “нового”, но еще и “особенного

человека”, “высшей натуры”, в котором

слились лучшие черты передовых людей эпохи

Н.Г. Чернышевского. Будучи по происхождению

аристократом, )н становится демократом по

взглядам на жизнь и жизненные

идеалы.

Рахметов — профессиональный революционер,

революционный вождь. Это “рыцарь без

страха и упрека”, человек будто выкованный

из чистой стали. Таких людей, как он, немного.

“Я встретил, — замечает Чернышевский, — до

сих пор только восемь образцов этой породы...”

Рахметов не

сразу стал “особенным человеком”.

Сближение с Кирсановым, познакомившим

Рахметова с учением социалистов-утопистов

и философией Фейербаха, явилось толчком к

превращению его в “особенного человека”.

“Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер,

плакал, прерывал его слова восклицаниями

проклятий тому, что должно погибнуть,

благословений тому, что должно жить”.

Рахметов, изучив теорию социализма, скоро

переходит к революционному действию,

становится революционером, человеком “особой

породы”. “Он поважнее всех нас здесь,

взятых вместе”, — говорит о нем Кирсанов.

Рахметов с поразительной быстротой

расширяет круг своих занятий после того,

как переходит к революционной деятельности.

В двадцать два года “он был уже человеком

очень замечательно основательной учености”.

Читаел Рахметов только “самобытные”

сочинения, и это потому, что, по его мнению,

“по каждому предмету капитальных

сочинений очень немного; во всех остальных

только повторяется, разжижается,, портится

то, что все гораздо полнее и яснее заключено

в этих немногих сочинениях. Надобно читать

только их; всякое другое чтение — только

напрасная трата времени”. Понимая, что сила

вождя — в его близости к народу, Рахметов

изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил

он всю Россию, был дровосеком, пильщиком,

камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи

по Волге. За силу бурлаки его прозвали

Никитушкой Ломовым в память легендарного

волжского богатыря. Рахметов готовил себя к

революционной деятельности, знал, что ему

придется переносить лишения, муки, быть

может, даже пытки. И он заранее закаляет

свою волю, приучает себя выдерживать

физические страдания.

Рахметов

отличается редкой работоспособностью. “Он

успевал делать страшно много, потому что и в

распоряжении временем положил на себя

точно такое же обуздание прихотей, как в

материальных вещах. Ни четверти часа в

месяц не пропадало у него на развлечения,

отдыха ему не было нужно”. Занятия его были

разнообразны, и см

ена их являлась для

Рахметова отдыхом. О тайной революционной

работе Рахметова Чернышевский, по вполне

понятным причинам, не мог говорить открыто.

Он только упоминает о том, что у Рахметова “дел...

была бездна, и все дела, не касавшиеся лично

до него; личных дел у него не было, это все

знали... Он мало бывал дома, все ходил и

разъезжал, больше ходил. Но у него... бывали

люди... часто по нескольку дней его не бывало

дома. Тогда вместо него у него сидел и

принимал посетителей один из его приятелей,

преданный ему душою и телом и молчаливый,

как могила”. Рахметов, зная, что революции

нужны преданные и знающие люди, заботится о

подготовке революционных кадров: в

нескольких университетах учатся его

стипендиаты, готовящиеся к подпольной

деятельности. Рахметов кажется человеком

суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь

невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем”. Но суровость его только

внешняя. “При всей своей феноменальной

грубости, он был, в сущности, очень

деликатен”, — замечает Чернышевский. “Какой

это нежный и добрый человек”, — думает о

нем Вера Павловна.

Рахметов

отказывается во имя революционной работы

от личного счастья. “Я должен подавить в

себе любовь, — говорит он любимой женщине,

— любовь к вам связывала бы мне руки, они и

так не скоро развяжутся у меня — уже

связаны. Но развяжу. Я не должен любить...

такие люди, как я, не имеют права связывать

чью-либо судьбу с своею”. Рахметов борется

за счастье народа, и эта борьба становится

делом всей его жизни. “Мало их, но ими

расцветает жизнь всех; без них она заглохла

бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем

людям дышать, без них люди задохнулись бы.

Велика масса честных и добрых людей, а таких

людей мало; но они... соль соли земли”.

Хотя у

литературного Рахметова были, по словам

Чернышевского, реальные прототипы, следует

отметить, что роман “Что делать?” обладает

признаками утопии. Это утверждение

относится не только к образу Рахметова, к

образу Веры Павловны и ее деятельности, но к

внедрению новых форм организации труда. В

романе

автор создал образ революционера,

полностью отказавшегося от личной жизни. Он

беспощаден к себе. Но будет ли он

беспощадным к другим? Абстрактный гуманизм,

приобретая силу, может превратиться в свою

противоположность, когда, воинствуя,

навязывает счастье

людям. Литературный образ человека,

беззаветно служащего утопической идее,

стал идеалом для многих революционеров,

этому образу поклонялись террористы-одиночки,

отдельно настроенные революционные группы

и целые партии.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "ЧТО ДЕЛАТЬ?"

Слов:599
Символов:5932
Размер:11.59 Кб.