Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы. В “Вишневом саде” действительность выражается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами. На смену дворянству идут люди деловые и практичные, они — настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколениям принадлежит право изменить эту “нескладную, несчастливую жизнь”. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии, призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Эта идея раскрывается в ясной группировке основных образов пьесы. Прошлое России представляет поместное дворянство — неразумные владельцы вишневого сада Гаев и Раневская; русскую буржуазию — купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и студент Петя Трофимов — будущее страны.
Вера в будущее России, в неограниченные возможности народа, который создаст новые сады, — вот авторское отношение к жизни, идейная основа глубокого лиризма пьесы. Заброшенная часовенка, около которой могильные плиты, а за ней “далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город”, напоминает об умирании прошлого и рождении будущего, нового. Ощущение близкой иатастрофы владельцев вишневого сада, их унылое, подавленное настроение передает двукратное повторение отдаленного звука лопнувшей струны, “замирающего, печального”. Мечте о будущем противостоит уродливая жизнь лю-дей-“недотеп”. Причем Чехов сознательно обнажает столкновение мечты и действительности.
Создавая характеры людей, которым присущи типические черты той или иной общественной группы, писатель избрал наиболее трудный путь. Неизбежность крушения прошлого становится совершенно очевидной, когда мы видим не худших, а лучших его представителей. По своим личным качествам и Раневская, и Гаев, и Симеонов-Пищик — люди скорее хорошие, чем плохие. И все-таки все они “существуют неизвестно для чего”, так как их общие, наиболее характерные черты присущи отживающей паразитической жизни.
“Хороший она человек. Легкий, простой человек”, — говорит о Любови Андреевне Лопахин. И действительно, внешне она добра, обаятельна, непосредственна. Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов. Речь героини изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит в излишнюю манерность и чувствительность. Эта особенность ее речи не оставляет сомнения в том, что Раневская не способна на действительно глубокое чувство.
Н
Итак, все органически присущие представителям дворянского мира качества оказываются той причиной, благодаря которой становится естественным процесс его отмирания как класса.
Новую силу, которая пришла на смену дворянству, представляет Лопахин — делец, коммерсант, практик. И опять Чехов сознательно изображает лучшего, наиболее симпатичного представителя русской буржуазии. Лопахин выгодно отличается от Раневской и Гаева своей энергией и деловыми качествами. Ему присущи облагораживающие черты раздумья, он тонко чувствует красоту мира. Параллельно с этим автор обнажает хищническую сущность лопахиных: ведь рубит же в конечном счете купец вишневый сад. Лопахины — настоящее, но они необходимы России лишь на определенном этапе развития.
“Вечный студент”, разночинец, сын лекаря, Петя Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности новых хозяев жизни. Героя отличает горячая вера в торжество справедливой социальной жизни в недалеком будущем. Вот почему этот человек исключительно честен, не скован традициями и предрассудками, лишен меркантильных интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. С другой стороны, в образе Пети присутствует та же “недотепистость”, что и в персонажах “прошлого”. Так Чехов выражает некоторое сомнение в способности героя к чему-либо, кроме красивых речей. Но так или иначе, а своей критикой несправедливой жизни, за щитой человеческого достоинства, призывами к свободной жизни Петя содействует пробуждению сознания юной Ани, зарождает в ней жажду разумного, духовно богатого, светлого мира.
Идеи Трофимова падают на благодатную почву. Аня доверчиво впитывает их в себя. Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом близка к матери: питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы девушка беспечна, быстро переходит от озабоченности к легкомысленному веселью. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать со старым жизненным укладом. Ее эволюция происходит на наших глазах. Новые взгляды героини еще наивны, но она навсегда прощается с прошлым. Уходя вместе из старого дома, Петя и Аня говорят: “Прощай, старая жизнь!”, “Здравствуй, новая жизнь!” И им хочется верить...
В пьесе “Вишневый сад” показаны три поколения, противоборствующие друг с другом. В этой сложной борьбе побеждает молодость — будущее России.