Чехов – автор социально-психологических пьес, в которых повышенное внимание уделяется чувствам и переживаниям. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия; в них нет счастливых людей. Герои слишком подавлены собственными бедами, а потому плохо слышат друг друга. Общение между ними редко переходит в диалог. Это создаёт атмосферу психологической глухоты и усиливает ощущение всеобщего одиночества. Отсюда особенность драматургии Чехова:
1) Недоговоренность
2) Намёк
3) Подводное течение
4) Пьеса Чехова – пьеса размышления, рассчитанная на сотворчество.
Задача Чехова в театре – беспокоить зрителя реалистическим показом жизни, заставить его самого искать формы переустройства.
Старые хозяева жизни
(Образ Раевской и Гаева)
Владеть живыми душами – ведь это переродило всех их. Жизнь за чужой счёт, без цели, без чувства долга превращает этих героев, не плохих в общем то людей, в недотёп, неспособных решить судьбу вишнёвого сада. Постепенно стираются границы между лёгкостью и легкомыслием, простотой и пустотой. Она сентиментальна при встрече с домом и равнодушна к судьбе Фирса. Мотовство, привычка сорить деньгами, беспомощность и непрактичность, несерьёзное отношение к материнским обязанностям – основные черты характера Раевской. Барские капризы пятидесятилетнего ребёнка Гаева вызывают не только капризы, но и презрение. Эти люди не способны уберечь Вишнёвый сад.
Лопахин
Лопахин – русский буржуа, энергичный. Целеустремлённый, деловитый, он вызывает двойственное ощущение. С одной стороны чрезвычайная расчётливость, рассудочность вызывает неприятие героя, но нельзя не заметить его искренности, чуткости и доброты по отношению к Раевской. И при всём самодовольстве и торжестве при покупке вишнёвого сада мы чувствуем уныние и грусть Лопахина, понимающего скоротечность и изменчивость жизни. Настойчивые удары топора о вишнёвые деревья в финале пьесы заставляют думать о том, что навсегда уходит в прошлое жизнь дворянских усадеб, а новые хозяева в погоне за богатством губят и уничтожают красоту.
Тема молодого поколения в пьесе
(Петя Трофимов и Аня)
Своей пьесой автор ставит вопрос – кому суждено быть творцом новой жизни. Ответа на этот вопрос не даёт ни автор ни сама жизнь, но готовность к новому Чехов подчёркивает в двух героях – Ане и Пете. Там где Петя говорит о неустроенности старой жизни и зовёт к жизни новой, автор ему сочувствует, ибо это мысль самого Чехова. Но в рассуждениях Пети нет личной силы, способности к реализации сказанному. Подобно всем недотёпам в пьесе, он не складен и бессилен перед новой жизнью, но слова его речи могут будоражить слушателей, в частности Аню, в образе которой подч
Второстепенные персонажи пьесы
Вишнёвый сад
Каждый персонаж имеет своё значение для осмысления проблематики произведения: Семёнов Пищик – на его примере дан другой вариант судьбы дворянина. Его судьбы пока не продаётся, но благополучие держится на случае. В образе Шарлоты – судьба нелепа и парадоксальна, подчёркивается роль случая в жизни человека. Епиходов – человек проживающий не свою жизнь. Ему, претендующему на образованность и возвышенность чувств, судьбы уготовила лишь 22 несчастья. На хозяев Раневскую и Гаева, в образах слуг утрированны черты характера старых хозяев жизни. Фирс – райская преданность господам и забвенная личность, проявление пережитков крепостнической поры. Трагедия Фирса – вина хозяев относящимся к людям как к вещам. Главный образ пьесы, центр её – это Вишнёвый сад. В этом образе совмещается конкретное и вечное (молодость, воспоминания, чистота, счастье). С этим образом и связана тема будущего России. Вокруг образа Вишнёвого сада располагаются все персонажи и у каждого из них свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Сад углубляет философскую проблему пьесы – одиночество никем нелюбимых героев в вечном круговороте жизни.
Конфликт пьесы
В пьесе нет традиционного, ярко выраженного противоборства сторон и столкновения различных жизненных позиций. Источник же драматизма не в борьбе за Вишнёвый сад, а в субъективном недовольстве жизнью, которое переживают ВСЕ герои. Жизнь идёт нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья, и потому всех героев есть ощущение временности своего пребывания в мире.
Жанр пьесы
Чехов: « Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Внешне события драматичны, но печальное у Чехова оборачивается комичным, порою фарсовым (театральная пьеса лёгкого игривого содержания с внешними комическими эффектами). Жанровое своеобразие пьесы заключается в комедийном звучании при наличии остродраматических ситуаций:
1 Подтекст (монолог Гаева к шкафу сопровождается Лопахинским коротким замечанием: «Нда..»; «Мне 1 год, как это ни странно»).
2 Смысловой подтекст:
Лопахин обращается к Гаеву и Раевской: «Думайте, думайте…» - а думать они не умеют.
Гаев говорит: «Пострадал за убеждения…» , а у него лишь одно убеждение – зачем трудиться , всеравно умрёшь. За такие убеждения он действительно страдает – потерял всё.
3 Комическое достигается в пьесе не только созданием забавных ситуаций, но и приёмом умолчания, недоговоренности.