Последняя пьеса А.П.Чехова написана в 1903 году. Она проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад. Образ вишневого сада – центральный в произведении, вокруг него располагаются все персонажи. У каждого героя свое восприятие сада – конкретное или отвлеченное, символическое. Образ сада выявляет духовные возможности каждого из персонажей.
В пьесе есть еще одно невидимое действующее лицо – время. Купец Лопахин олицетворяет настоящее, он представитель новой, буржуазной России. Герой сопоставляется со старыми хозяевами вишневого сада, Раневской и Гаевым, и Петей Трофимовым, который стремится воспитать юное поколение для будущего.
Образ Лопахина – сложный и неоднозначный. Герой проявляет себя в самохарактеристиках, действиях. Важно и то, как к нему относятся окружающие. Ермолай Алексеевич – купец. Отец его из крестьян, после реформы 1861 года разбогател, стал лавочником. Лопахин упоминает об этом в разговоре с Раневской: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…», «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался…» Действительно, Лопахину не хватает деликатности, воспитания. Он недостаточно образован. Например, он смотрел спектакль и смеялся там, где, возможно, не было ничего смешного, или читал книгу, в которой, по его собственному признанию, «ничего не понял», «читал и заснул». И все-таки он пытается приобщиться к культуре, искренне переживает, что ему не дано стать тонким, интеллигентным человеком: «… а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»
Лопахин способен оценить красоту, внутреннее изящество Раневской. Она ему интересна, зато герою совсем не нравится приемная дочь Любови Андреевны, очень хозяйственная, но ограниченная. Кроме того, Лопахин – порядочный и добрый человек. Он охотно дает деньги в долг, зная, что ему едва ли вернут их в срок, а его «проект» с дачами первоначально придумывается для того, чтобы Гаев и Раневская, которым он искренне хочет помочь, были спасены от грозящего им полного разорения. Деловой Лопахин в сопоставлении с хозяевами вишневого сада оттеняет их непрактичность, неприспособленность к жизни. Гаев и Раневская привыкли жить за чужой счет, они утратили чувство настоящего.
У Лопахина путь к материальному благополучию не был простым, но, разбогатев, он не останавливается на достигнутом. Предпринимательство захватывает его, ему всегда не хватает времени. Если Раневская и Гаев ничего не делают, то Лопахин, наоборот, работает с утра до вечера. Однако лишь рядом с ними герой может произвести впечатление деятеля, но Пете Трофимову планы Лопахина «настроить дачи» представляются несостоятельными, узко-собственническими. За добрыми намерениями купца Трофимов видит по сути хищную и ограниченную цель. Он говорит Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадаетс
Труд, как норму человеческого существования утверждает и Трофимов, но в отличие от Лопахина он считает, что этот труд должен приносить не личную выгоду «отдельным хозяевам», а пользу России, человечеству. Трофимов в мечтах устремлен в будущее. Он не принимает лопахинского плана переустройства русской жизни на буржуазный лад. В оценке Лопахина у Трофимова есть точные слова, он относит его к богатым, но нищим. Действительно, Лопахин, с одной стороны, богат, обеспечен, имеет реальный взгляд на вещи и явления. Хотя и «невзначай», но он стал владельцем старинного имения, огромного вишневого сада. С другой стороны, Лопахин – нищий, «ничего не понял», как в книге, которую читал в начале пьесы. Вишневый сад во всей многогранности этого понятия никогда не станет его достоянием. Духовные возможности дельца и «хищника» Лопахина ограничены. Он не купил тот вишневый сад, о котором мечтал. Внутренний конфликт героя сводится к невозможности обладания садом в символическом значении. Лопахин понимает, что покупает только реальный сад – землю и деревья. Идею красоты и гармонии мира приобрести за деньги нельзя. Герой может только срубить сад, и он его рубит.
Лопахин остро ощущает свое несовершенство, интуитивно чувствует, что богатство и деловой расчет не защищают его от сложностей и нелепостей жизни, что истинный смысл существования для него по-прежнему «закрыт»: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
Лопахин, как и все герои пьесы, - «недотепа», он не ощущает глубокой духовной связи времен. Этот персонаж не выходит за пределы настоящего и своих собственнических устремлений. В его словах есть только порыв к идеалу: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» Но сам он не «великан». В душе Лопахина живет только влюбленность в Раневскую, он с нежностью вспоминает о добре, которое она когда-то проявила к нему. Сам же он не любит до самозабвения ни женщину, ни Россию.
К своим героям Чехов относится с позиций высокой нравственной требовательности. Он никогда не разделяет персонажей на положительных и отрицательных. При создании образа Лопахина выявляется та же авторская объективность и всесторонний подход к обрисовке характера. Лопахин отличается от Гаева и Раневской своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой, несомненно, прогрессивные сдвиги. В то же время автор заставляет не соглашаться с мыслью, что прогрессивные замыслы должны приводить землю к опустошению, уничтожению прекрасного.
В финале важна деталь: слышится стук топора по вишневым деревьям. По просьбе Раневской Лопахин приказывает прервать рубку сада. Но едва старые владельцы покинули имение, топоры снова стучат. Новый владелец спешит… Его последняя самодовольная фраза воспринимается иронически: «За все могу заплатить!»
По Чехову, Лопахин не может купить красоту, духовность. Герой не достоин «вишневого сада», потому что в Лопахине делец побеждает «тонкую и нежную душу».