Луч солнца ласково скользнул по просторной комнате. Всё вокруг залилось ярким светом: и мягкие кожаные кресла, и старая книжная полка, и небольшой письменный столик из красного дерева. На столике лежит коробочка, отделанная бархатной тканью. Это старинные пражские часы. Над циферблатом с позолоченными стрелками на круглом подиуме вращаются игрушечные человечки. Какая любопытная сцена: каждый час, словно пугаясь колокольного звона, фигурки-марионетки сменяют друг друга. Всё новые и новые человечки выходят на эту сцену, чтобы через час вновь исчезнуть. Не правда ли, подобный образ жизни ведут герои комедии А. П. Чехова "Вишнёвый сад": ни о чём не задумываясь, любят хорошо покушать, поспать да поболтать.
Произведение начинается с описания комнаты, которая "до сих пор называется детской". Дети выросли, и название устарело. Несмотря на то, что окна в комнате закрыты, чувствуется необыкновенная весенняя свежесть, и аромат цветущих деревьев, возникает ощущение утренней прохлады. Пространство комнаты ограничено: дверь в комнату Ани закрыта, хочется приоткрыть окно, насладиться красотой деревенского пейзажа. Пока комнаты пусты, но вот к дому подъезжают два экипажа. Издалека слышится шум, и время, остановившееся с тех пор, как Любовь Андреевна Раневская покинула своё имение, кажется начинает свой ход. Двери в комнаты открываются, и мир, в котором живут герои, во всей красе предстаёт перед читателем. Гостиная, отделённая аркой от залы, - место для светских разговоров. Временами эта комната пуста, но люстра всегда горит, излучая свет, который наполняет гостиную и распространяется в залу. Герои гордо шествуют под аркой из гостиной в залу, где танцуют пары. В танце кружат и хозяева дома, и слуги, и просто знакомые, оставившие на время свои чиновничьи обязанности. Из передней доносится игра еврейского оркестра. Музыка временами заглушается ударами бильярдных шаров, которые доносятся из соседней комнаты. Бильярдная - единственное место, где наслажда-ется жизнью брат Л. А. Раневской Гаев. В доме герои только и делают, что ходят из комнаты в комнату, обмениваются впечатлениями да танцуют.
Однако пришло время покинуть дом, который, по словам Ани, давно уже им не принад-лежит, и окунуться в прелесть деревенской природы. Скоро наступит утро, а пока на небе горит яркая звезда, к которой так неудержимо стремится Пётр Трофимов. Ему уже за двадцать пять, а цели этого "вечного студента" всё ещё призрачны и несбыточны. Неподалёку виднеется колодец. Трофимов видит в нём место, в которое можно сбрасы-вать всё ненужное. Но гораздо сложнее разобраться в своей душе, нежели бросить всё, что тебе дорого, в колодец и насладиться "свободой". Трофимов считает себя свободным, но такой свободе не позавидуешь: он был "голоден, болен, беден, как нищий, и куда только судьба не гоняла его". На ночном небе бледно светит луна. Осторожно покачиваясь, шелестят тополя. Вот оно, счастье, вот оно идёт все ближе и ближе, уже слышны его шаги. Герои отправляются к реке. Там хорошо. Неторопливое, размеренное течение воды успокаивает. А где-то там, за горизонтом, Париж. Раневская в конце произведения возвращается в этот город, с которым ещё совсем недавно у неё было всё кончено.
Неподалёку от имения Раневской стоит старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка. Возле неё колодец, большие камни, когда-то бывшие могильными плитами, и старая скамья. Всё кругом заброшено. Люди, живущие здесь, безбожны, эгоистичны, думают только о своих прихотях. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду. Имение Раневской изолировано от внешнего мира. Здесь никто не мешает героям мирно доживать свою монотонную жизнь. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишнёвый сад. Весь, весь белый! Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо.
Описывая вишнёвый сад, Чехов использует только самые светлые, возвышенные краски, рисует образ идеальной чистоты, духовности. Пение скворцов, ласковые лучи утреннего солнца создают божественную картину счастья и великолепия.
Но среди героев "Вишнёвого сада" нет счастливых людей, герои одиноки, чужды друг другу. Они проживают нелепую жизнь, поглощённые проблемами, погружённы
Образ вишнёвого сада имеет глубину, которая не каждому открывается. Внешняя интрига у писателя ослаблена. Это отличает Чехова от других драматургов.
Не секрет, что пространство и время взаимосвязаны. В комедии "Вишнёвый сад" время течёт очень медленно. Герои обмениваются пустыми фразами, сплетничают, а в это время разбивается их жизнь.
Действие начинается в мае, когда ещё достаточно холодно. До рассвета остаётся несколько часов. Но до времени в имении Раневской никому нет дела. Поезд опоздал на два часа, Лопахин, казалось бы, человек, который ценит своё время (или делает вид, что ценит), проспал и не успел встретить гостей, Дуняша вспомнила про великий пост, когда он уже заканчивался, а упущенного времени уже не вернуть. Действие в комедии длится пять месяцев, с мая по сентябрь. И за всё это время в имении Раневской не происходит ничего существенного, разве что Лопахин покупает вишнёвый сад, чем очень гордится. Для него сад - это символ свободы, его дед и отец были рабами в этом саду, их не пускали даже на кухню. Не мудрено, что "битый, малограмотный" Ермолай Лопахин не пожалел никаких денег ради возвращения доброго имени своего рода. В комедии "Вишнёвый сад" действие происходит в сложное для России время конца XIX - начала XX века. Ещё не был до конца решён крестьянский вопрос, представители этого сословия, чтобы заработать себе на хлеб, выполняли самую тяжёлую работу. Нетрудно представить, с каким удовлетворением вырубал деревья, посаженные помещиками, Ермолай Лопахин.
Время неустанно пишет летопись истории. Однако помимо исторического времени, отражающего многочисленные противоречия, царящие в обществе, существует и время бытовое.
Лопахин говорит, что "время идёт", но Гаев его не слышит. Он не думает о летах, а ведь ему уже "51 год, как это ни странно". Что же успел сделать Гаев за эти годы? - съесть множество коробок леденцов, сыграть не одну сотню партий в бильярд да с пафосом обратиться к отдельным предметам мебели и природы. Он много говорит о возможности преодолеть нелепость, неустроенность своего бытия, но идеи эти призрачны и невыпол-нимы, словами герой прикрывает бессилие:
"Гаев. Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год… Слыхала?
Любовь Андреевна. Где тебе! Сиди уж…"
Герои привыкли жить в долг, за чужой счёт. Их не прельщает такая жизнь, но по-другому они жить не могут. Вместо того, чтобы найти выход из сложного положения, когда сад со дня на день должен быть продан за долги, Любовь Андреевна устраивает бал, "пир во время чумы". Раневская, Лопахин, Гаев и другие герои скрывают свои истинные чувства под масками благополучия, не переставая думать о том, чтобы поскорее изменилась их нескладная, несчастливая жизнь.
Жизнь человека как хрупкие песочные часы. Их нельзя остановить, нельзя замедлить ход времени. Падает песчинка - мгновение становится достоянием истории. Но это вовсе не означает, что время человека ограничено этой стеклянной капсулой. Судьба не властна над людьми. Мы сами выбираем свой жизненный путь, и иногда у нас бывает достаточно сил, чтобы перевернуть эти песочные часы, и тогда огонёк жизни вспыхнет с новой силой. Нужно лишь этого захотеть и последовательно двигаться к поставленной цели.