Так уж получилось в общественном раскладе поколений, что живущие сегодня люди могут реально судить, что стояло за взглядами на жизнь и общество двух противоположных героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» — Лопахина и Трофимова. Каким представлялся им завтрашний день Отечества? И что получилось? В пьесе передана атмосфера разброда, нечеткости желаний. В доме помещицы Раневской только купец и бывший учитель ее утонувшего сына Гриши, Петя Трофимов, уверены в себе и, кажется, знают, что следует им делать в жизни.
Лопахин «одалживает» деньги хозяевам имения и предлагает им продать вишневый сад под дачи, видя в этом единственный выход из создавшегося положения. Он считает, что нет смысла содержать сад только для красоты. К тому же это просто невыгодно: такое количество вишни трудно продать.
Лопахин и Трофимов намечают каждый свой путь в жизни. Роль Лопахина — центральная. Лопахин — купец, но порядочный человек во всех смыслах. Он хочет стать лучше, чище, умнее, мечтает: «Мы сами должны быть великанами». Трофимов называет Лопахина будущим миллионером и «хищным зверем, который съедает все на своем пути». Сам Трофимов предчувствует счастье в далеком будущем и зовет идти дорогой непрерывного труда, дорогой исканий и страданий. Намеченные жизненные дороги не для хозяев вишневого сада. Они остаются на прежнем распутье.
Лопахин не может понять скрытых страданий этих взрослых детей — Гаева и Раневской, их наивную беспомощность и упрямую непрактичность. Мы видим уходящее поколение и не испытываем особого сожаления по поводу их ухода. Правда, в пьесе есть еще молодое поколение. Но у молодых людей пока одни слова. В то время как топор Лопахина уже стучит по вишневым деревьям...
Наиболее впечатляющая сцена в пьесе — это сообщение Лопахина о том, что теперь он хозяин вишневого сада. Раневская горько плачет после этого известия, а Аня уговаривает мать не расстраиваться, обещает насадить новый сад, «роскошнее этого». Она как будто продолжает мысль Трофимова: «Вся Россия — наш сад». По просьбе Раневской Лопахин приказывает прекратить рубку сада. Но едва старые владельцы покидают имение, топор снова стучит. Новый владелец спешит!
В рецензии на спектакль Художественного театра писалось: «Вчера панихидный колокол театра звонил торжест
Простите, Ермолай Алексеевич, вы до этого не дошли, но, вырубив вишневый сад, открыли дорогу к беспределу, укрепили принцип господина Лужина из «Преступления и наказания» Достоевского: что хочу, то и делаю. Человеку с деньгами многое можно — сегодня мы испытываем это на себе. Лопахин еще и приговаривает: «За все могу заплатить!» Он и теперь не окончательно понял, что не все в жизни измеряется деньгами, но в душе у него нет больше ни радости, ни покоя...
Что касается Пети Трофимова, то на него серьезные надежды возлагать, я думаю, не следует. Его призывы, слова о будущем носят абстрактный характер. Отказываясь взять деньги, предложенные Лопахиным, он говорит: «Я свободный человек. Я силен и горд. Я иду в первых рядах за счастье на земле...» Лопахин спрашивает его: «Дойдешь?» Трофимов: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». Много риторики, но слабо верится, что Петя способен что-то серьезное совершить, построить... Ни Лопахины, ни Трофимовы не оправдали надежд народа.
Поэтому на вопрос темы трудно ответить. После «перестройки», или «перераспределения» богатств народа, прошло очень много времени, а изменений к лучшему не намечается. Может, кто-то вновь начнет все сначала?! Думаю, это будет не Петя Трофимов, потому что хотеть и мочь — разные понятия.