В наше время, утверждают литературоведы, интерес к творчеству А. П. Чехова невероятно возрос. Наша задача, обрабатывая текст рассказа “Дама с собачкой”, постичь секрет чрезвычайной популярности и актуальности произведений художника. Сегодня мы погрузимся в мир человеческих страстей, попробуем раскрыть систему жизненных ценностей героев рассказа, понять их поступки и позицию самого автора. На сколько частей разделяет автор рассказ “Дама с собачкой”? Четыре периода жизни человека: детство, молодость, зрелость, старость. Четыре страны света. Четыре периода естественного цикла: весна, лето, осень, зима. Хотя в произведении имеются только три: лето, осень - Ялта, зима - Москва, а городок С. - место без перемен пор года, место серой пыли. Таким образом, он разворачивает читателям картину жизни тогдашнего общества, изображает ценности людей высшего мира в курортном городе, столице, провинции. А также подчеркивает, что героев разделяет не только семейное состояние, а и пространство.
Время в произведении двигается довольно удивительно. Автор четко указывает, сколько времени герои находятся в Ялте перед знакомством: Гуров - две недели, Анна Сергеевна - пять дней, неделю они провели вместе перед первой их ночью, потом течение времени будто останавливается. Когда Гуров возвращается в Москву, к тому моменту, когда он сознает, что к нему пришла настоящая любовь, минует месяц. Потом время снова исчезает. В последней части произведения автор только сообщает, что Анна Сергеевна раз в два-три месяца приезжает в Москву.
Время исчезает тогда, когда герои целиком отдаются чувствам, когда для них не существует никого, кроме них самих. А возможно, таким образом автор подчеркивает, что подобная ситуация возникает всегда, время не влияет на настоящую любовь. Известно, что имена и фамилии героев чеховских произведений характеризуют внутренний мир своих носителей. Не являются исключением и герои рассказа “Дама с собачкой”: Дмитрий Дмитриевич Гуров, Анна Сергеевна Дидериц. Дмитрий (гр.) - тот, кого посвятили богине Деметре. Справка: богиня Деметра в греческой мифологии - богиня плодородия, покровительница земледелия, сестра Зевса, дочь Кроноса и Реи. Анна (библ.) - ханаан (евр.) - благодать. Автор “распределяет” своих героев в вертикальной проекции: земля - небо, а также в оппозиции “язычество - христианство”.
И если ценности Гурова целиком земные (автор не случайно удваивает его имя: он - Дмитрий Дмитриевич). То, чем живет Анна, принадлежит духовной сфере. Отчество героини - Сергеевна (Сергей - царь), что усиливает впечатление от ее образа как от чего-то внеземного и возвышенного. Читатель видит все, что происходит в рассказе, глазами автора-рассказчика, а также Гурова. Наверное, автору важно было показать внутренние ощущения именно героя-мужчины. Комментарий для учителя. Следует вернуться к этому вопросу и в конце урока когда текст будет охвачен на всех уровнях интерпретации. Автор знакомит читателя с героями рассказа, причем он сразу сообщает имя героя, а о героине известно только то, что заметили Гуров и отдыхающие.
СЕНСАЦИЯ! ЖИР на животе уходит за 3 дня, если смешать СОДУ с…
Вместо соц.сетей я час в ДЕНЬ сижу на ЭТОМ сайте! И за неделю заработал НА МАШИНУ!
20 минут в день без железа. Старый дедовский способ накачаться.
ОСТОРОЖНО! Мышцы могут треснуть! +20кг мышц за 2 недели! Соблюдай инструкцию..
Кроме того, угадываются здесь обычаи тогдашнего высшего общества: слово “говорили” отсылает читателя к другим отдыхающим, единственное развлечение которых - замечать новые лица. Героиня - “молодая дама”, “блондинка”, “невысокого роста”, “в берете”, рядом с ней всегда белый шпиц. Дважды в описании есть слова, которые передают цвет - “белый”, “блондинка”, поэтом
Гурову было скучно, и он желал развеяться, выражение “не лишнее” подчеркивает, что герой только стремился избавиться от скуки. И вдобавок его желания выдают в нем охотника за одинокими женщинами. Тот факт, что дама сама, без мужчины, настроил Дмитрия Дмитриевича на решительный шаг. Таким образом автор сообщает, что Гуров - главный герой рассказа. Становится понятно, что речь будет идти не только о легком курортном романе, а и о чем-то большем, если автор подробно рассказывает о нем. В образе Гурова автор передает обычаи всего тогдашнего общества, и раскрыть его внутренний мир - означает развернуть перед читателем картину мира всего курортного общества, показать, в какой плоскости лежат их интересы. Автор не затронул профессию героя (об этом узнаем со временем), особое внимание он уделяет именно его личной жизни.
Для Гурова отношения с женщинами, его легкие победы были единственной самореализацией в жизни, хотя и не приносили ему ни счастья, ни морального удовлетворения и лежали в плоскости только плотских наслаждений. В семье герой несчастен, жену свою не любит и боится, что тоже очень важно для понимания жизненной позиции Гурова - его лишения основной функции мужчины в семье - быть хозяином. Он - одинокий, хотя и не осознает этого, его мир женщин и романов - своеобразное бегство от реальности. Тот факт, что героя женили рано, свидетельствует о том, что он никогда никого не любил и в отношениях с женщинами не ищет любви. Повседневная жизнь Гурова - лицемерие и вранье.
Потребность врать, даже в мелочах (его принципиальность относительно “не чтения” московских газет) свидетельствует о том, что он привык жить в мире, где никто не интересуется настоящими чувствами человека). Образ Гурова вызывает литературные аллюзии с образом Эмы Бовари из романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”. Оба героя живут в мире вранья и лицемерия, в мире, в котором имеет вес только социальное положение. Стремление любой ценой оказаться в высшем мире неразрывно связано с таким миром, но он и отбирает у него духовную жизнь, шанс быть счастливым. Дмитрий Дмитриевич гордится только социальным статусом людей, с которыми он общается, а совсем не тем, какие они, эти люди, - добрые или плохие, интересные или скучные. Даже аппетит относительно пищи увеличился. Гуров целиком погрузился в свой мир Деметры - мир земных наслаждений.
Гуров впервые столкнулся с чувством искренней любви, с чистой душой, и понять это ему помог мир лицемерия, душевного холода. Герой начинает отрываться от мира, в котором ему было так удобно. Родившееся в душе Гурова искреннее чувство любви поставило его перед потребностью поделиться о нем с кем-то. Но в мире, ярчайшим представителем которого он был, никого не интересует живая душа человека. Гуров вдруг осознал, что все, чем он жил в этом затхлом мире, не просто отбирает шанс на полноценное счастье, а и шанс быть человеком. Эти слова раскрыли глаза Гурову не только на мир, в котором он жил, а и на то, кем он был на самом деле - “осетриной с душком”, т.е. неполноценным мужчиной, неполноценной личностью, которая живет бескрылой жизнью в сумасшедшей бездуховности. Но в этих словах явным образом ощущается и отношение самого автора к своему герою.