Сочинения по литературеЧехов А.П.Дядя ВаняГерой «сцен из деревенской жизни» А. П. Чехова «Дядя Ваня»

Герой «сцен из деревенской жизни» А. П. Чехова «Дядя Ваня»

Иван Петрович Войницкий, «изящный, культурный человек». Когда-то ради сестры, ныне покойной, Дядя Ваня отказался от своей доли наследства, затем на заработанные тяжелым однообразным трудом средства выкупил имение, расплатился с долгами и всю свою дальнейшую жизнь посвятил служению мужу сестры — светилу науки, профессору Серебрякову.

С выходом профессора в отставку и приездом его в деревню жизнь Д. В. «выбилась из колеи». Для него наступила пора горьких открытий: «Человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Д. В. обнаружил, что идея жертвенной жизни во имя науки, на благо сотворенного им кумира оказалась ложной: профессор — «ничто», «мыльный пузырь». Д. В. ночи не спит «с досады, от злости, что так глупо проворонил время». Он терзается мыслью, что его жизнь «потеряна безвозвратно, прошлое глупо израсходовано на пустяки, а настоящее ужасно по своей нелепости». Досада и раздражение Дядя Ваня находят выход в ненависти к профессору. Это чувство враждебности усиливает вспыхнувшая любовь к его молодой жене — Елене Андреевне, образованной, изящной женщине с «русалочьей кровью». Злобно-неприязненно отзывается Д. В. о прежнем кумире, не смущаясь присутствием Елены Андреевны. Надоедливо-однообразно преследует он ее разговорами о своей любви. Злится на «старую галку maman», по-прежнему ослепленную блеском профессорского имени.

Мысль о неверно прожитой жизни становится навязчивой идеей Д. В. и провоцирует нервный срыв. Услышав о решении Серебрякова продать имение, Дядя Ваня в ослеплении ненависти обвиняет его: «Ты погубил мою жизнь… По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!» Д. В. с ужасом открывает для себя, что Серебряков не имел цели «морочить» его и тем более «губить» его жизнь. В нем не было и н

ет «дурно направленной воли» (А. П.Скафтымов), а есть только потрясающая душевная глухота, позволявшая ему долгие годы принимать жертвенное служение Д. В. как должное, без всякого чувства благодарности. Этим Д. В. оскорблен больше всего: его личность «зачеркнута» профессором, отнесена к «деталям», о которых он еще не подумал, составляя проект продажи имения. Отчаяние Д. В. превышает его душевные силы: «Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский… Я зарапортовался! Я с ума схожу…» Напряжение разряжается выстрелом в профессора Серебрякова, который сопровождается дурацкой репликой «Бац!».

С горечью и чувством стыда вспоминает об этом позднее Д. В.: «Разыграть такого дурака: стрелять два раза и ни разу не попасть!» Нелепо, смехотворно заканчиваются и попытки найти виновного в ложно прожитой жизни, и несостоявшееся самоубийство, и не получившаяся запоздалая любовь.

Профессор с женой уезжают. Дядя Ваня следуя уговорам домашних, покорно прощается с ним: «Ты будешь аккуратно получать то же, что получал и раньше. Все будет по-старому». Он вместе с любимой племянницей Соней садится за работу и, щелкая на счетах, безрадостно подсчитывает: «И старого долга осталось два семьдесят пять… Масла постного 20 фунтов… гречневой крупы…» Мелочность итогов подчеркивает ничтожность содержания продолжающейся жизни Д. В.— жизни, не одухотворенной никакой большой идеей, но — в отличие от прежних лет — уже лишенной всякого ложного самообольщения.

Астров, ближайший друг Д. В., определяет их положение — двух единственно поря-

Дочных, интеллигентных людей во всем уезде — как «безнадежное». Утешительная философия Сони о «небе в алмазах» и отдыхе в загробной жизни не может смягчить тяжести жизни и душевной боли Д. В.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Герой «сцен из деревенской жизни» А. П. Чехова «Дядя Ваня»

Слов:520
Символов:3693
Размер:7.21 Кб.